УДК: 
378+72.06+72.01
Чапля Татьяна Витальевна
Доктор культурологии, профессор кафедры теории, истории культуры и музеологии, Новосибирский государственный педагогический университет, chap_70@mail.ru, Новосибирск

Влияние архитектурного пространства на коммуникативные практики участников образовательного процесса

Аннотация: 
Проблема и цель. Актуальность изучения взаимозависимости архитектурного пространства и коммуникативных практик связана с необходимостью повышения эффективности процессов обучения и воспитания в современном обществе. Цель статьи. Описание и выявление особенностей организации пространственного окружения, влияющего на организацию коммуникативных практик участников образовательного процесса. Методология. Основу теоретического анализа составил символический интеракционизм, поставивший проблему зависимости психологического состояния личности от ее материального (пространственного окружения). Понятие «обобщенного Другого» Дж. Мид, позволило провести аналогию между формами взаимодействия людей друг с другом и окружающим пространством. Понятие габитуса П. Бурдье составило основу анализа социальных, коммуникативных практик, типы и характер которых напрямую зависят от типа социального пространства, в котором они протекают. Заключение. Образовательное учреждение относится к типам организаций с жесткой системой взаимодействий, основанных на дисциплине и иерархии. Прямоугольная форма помещений, дверей, окон, расположение мебели строго по рядам, способствует жесткому фиксированию субъекта в пространстве, контролю за его поведением, положением тела и жестами, построению коммуникативных практик без обратной связи. В результате автор считает, что создание системы трансформируемых внутренних помещений, мобильной мебели, привело бы к освоению участниками образовательного процесса большего количества коммуникативных практик как со сверстниками, так и с персоналом образовательной организации.
Ключевые слова: 
социальные практики, коммуникативные практики, архитектура, внутреннее пространство, образование, образовательная организация, социальное поведение
Библиографический список: 

1. Бурдье П. Структуры, habitus, практики // Современные социальные теории: Бурдье, Гидденс, Хабермас. – Новосибирск: Изд-во Новосибирского университета, 1995. – 120 с.
2. Бурмистрова М. Н. Социальные практики как ресурс профессиональной подготовки педагогов // Сибирский педагогический журнал. – 2016. – № 6. – С. 47–53.
3. Гидденс Э. Устроение общества: очерки теории структурации. – М.: Академический Проект, 2003. – 528 с.
4. Гутнер Г. Б. Смысл как основание коммуникативных практик // Эпистемология и Философия науки. – 2008. – Т. XVIII, № 4. – С. 44–52.
5. Дэй К. Места, где обитает душа. Архитектура и среда как лечебное средство. – М.: Ладья, 2000. – 280 с.
6. Зелеева В. П. Педагогические коммуникации и коммуникационные технологии в высшем образовании // Ученые записки Казанского государственного университета. – 2009. – Т. 151, Кн. 5, Ч. 1. – С. 274–281.
7. Из истории русской культуры. Т. IV (XVIII – начало XIX века). – М.: Языки русской культуры, 1996. – 832 с.
8. Костронь Л. Психология архитектуры / пер. И. В. Олива. – Харьков: Гуманитарный центр, 2018. – 340 с.
9. Крашенников А. В. Жилые кварталы. – М.: Высшая школа, 1988. – 87 с.
10. Личностно-ориентированная социология. – М.: Академический Проект, 2004. – 608 с.
11. Нартова-Бочавер С. К. Психологическое пространство личности. – М.: Прометей, 2005. – 312 с.
12. Сеннет Р. Плоть и камень: тело и город в западной цивилизации. – М.: Strelka Press, 2016. – 504 с.
13. Смит Р., Бани В. Теория символического интеракционизма и архитектура // Социологические исследования. – 2010. – № 9. –С. 71–79.
14. Фадеева И. Е. Экзистенциальная рефлексия и культурогенез: культурологическое образование в контексте современности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2015. – Т. 15, Вып. 1. – С. 65–70.
15. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. – М.: Ад Маргинем, 2015. – 416 с.
16. Хасиева С. А. Архитектура городской среды. – М.: Стройиздат, 2001. – 200 с.
17. Шутенко А. И. Концепция построения образовательных коммуникаций в системе вузовской подготовки // Сибирский педагогический журнал. – 2015. – № 6. – С. 98–104.