УДК: 
37.061
Поляков Андрей Викторович
начальник управления, Федеральная служба исполнения наказаний, ynpolyakova@yandex.ru, Москва

Диагностика социально-педагогической среды коллектива сотрудников исправительного учреждения

Аннотация: 
Проблема и цель. Эффективность процесса профессионального становления сотрудников уголовно-исполнительной системы в условиях гуманизации процесса исполнения наказаний и возрастающей интенсивности профессиональной деятельности во многом обеспечивается их социально-педагогическим сопровождением. Цель статьи – определить структурные элементы социально-педагогической среды коллектива сотрудников исправительных учреждений как системы условий для организации социально-педагогического сопровождения молодых сотрудников, а также обосновать выбор диагностических средств, используемых для оценки показателей социально-педагогической среды. Методология. Теоретический анализ феномена «социально-педагогическая среда» позволил определить ее основные элементы, которые соотносятся с показателями социально-психологического климата и организационной культуры коллектива. В качестве диагностических средств автор использовал «Тест организационной культуры учреждений УИС» и разработанную анкету для выявления некоторых особенностей самих респондентов и их взаимоотношений в коллективе. В заключении делается вывод о том, что социально-педагогическая диагностика позволяет оценить ресурс коллектива, который необходимо использовать при организации процесса социально-педагогического сопровождения молодых сотрудников исправительного учреждения. Практическая значимость статьи заключается в том, что на основе диагностики осуществляется разработка программ социально-педагогического сопровождения молодых сотрудников, а сам процесс социально-педагогического сопровождения выступает важным фактором в их профессиональном становлении.
Ключевые слова: 
сотрудники уголовно-исполнительной системы, социально-педагогическое сопровождение, профессиональное становление, вхождение в должность, социально-педагогическая диагностика
Библиографический список: 

1. Быкова П. Р. Организационная культуры и адаптация персонала // Современные технологии управления персоналом: сборник трудов V Международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 209–212.
2. Воронин А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. – Екатеринбург: УГТУ−УПИ, 2006. – 180 с.
3. Воронкова Д. В. Эмоциональное выгорание и стратегии совладания сотрудников в различных организационных культурах // Актуальные проблемы психологического знания.  – 2014. – № 2 (31). – С. 74–80.
4. Горбушина А. В. Развитие системы мотивации профессиональной деятельности в контексте педагогической деятельности // Сибирский педагогический журнал. – 2018. – № 5. – С. 83–94.
5. Ермолова Е. О., Шамшикова О. А., Щемель А. О. Влияние способов совладающего поведения на социально-психологический климат в структурных подразделениях ОВД // Сибирский педагогический журнал. – 2017. – № 3. – С. 103–108.
6. Корытков В. А., Леопа А. В. Модель адаптации военных специалистов к профессиональной деятельности в процессе подготовки по военно-учетным специальностям // Сибирский педагогический журнал. – 2018. – № 3. – С. 77–83.
7. Кочемасова Л. А. Разнообразие «сред»: социально-педагогический анализ // Наука XXI века: проблемы и перспективы: материалы XXIV преподавательской и XLII студенческой научно-практической конференции. – Оренбург: Оренбургский государственный педагогический университет, 2002. – С. 122–125.
8. Несмеянова Р. К. Связь социально-демографических характеристик сотрудников с их организационной идентификацией и привлекательностью для них корпоративной культуры // Социальная психология и общество. – 2018. – Т. 9, № 1. – С. 67–77.
9. Неценко О. В. Диагностика среды в педагогической теории и современных социально-педагогических практиках // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. – 2017. – № 44. – С. 57–66.
10. Нурахметов С. Т. Педагогическое сопровождение профессионально-личностного становления курсантов военного вуза // Сибирский педагогический журнал. – 2018. – № 1. – С. 70–77.
11. Патутина Н. А. Соотношение институциональной, корпоративной и организационной культур и их влияние на социализацию сотрудников // Вестник Университета (Государственный университет управления). – 2008. – № 13. – С. 427–432.
12. Пестриков Д. В. Влияние организационной культуры учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на формирование должностной позиции сотрудника // Прикладная юридическая психология. – 2017. – № 4. – С. 83–89.
13. Попова В. И. Внеаудиторская деятельность как социально-педагогическая среда образования студентов // Вестник ОГУ. – 2003. – № 4. – С. 119–123.
14. Распопин Е. В. Тест организационной культуры учреждений уголовно-исполнительной системы // Вестник Кузбасского института.  – 2014. – № 2 (19). – С. 93–100.
15. Sergeeva M. G., Pugachev I. A., Kalinina J. M., Sapfirov S. L., Ippolitova N. V., Parfenov S. U., Paklina A. V. Professional competence principle in context of future profession // Espacios. – 2018. – Т. 39, № 38. – P. 27–35.
16. Gillies R. M. Cooperative leaning. Integrating theory and practice. – Sage Publications, INC., 2007. – 288 p.