УДК: 
УДК 37.062.3
Спесивцева Вера Александровна
Кандидат исторических наук, Доцент кафедры отечественной и всеобщей истории, Новосибирский государственный педагогический университет, wierra@yandex.ru, Новосибирск
Мжельская Татьяна Владимировна
Кандидат исторических наук, Кандидат исторических наук, доцент кафедры теории, истории культуры и музеологии, Новосибирский государственный педагогический университет, mzel08@mail.ru, Новосибирск

ИНСТИТУТ КУРАТОРСТВА КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ ИИГСО

Аннотация: 
Введение в проблему. В статье авторы рассматривают такой важный феномен, как институт кураторства. Работа куратора представляется авторам как один из наиболее эффективных путей адаптации первокурсников Института истории, гуманитарного и социального образования ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет» к новым для них условиям. Авторы считают, что кураторство это один из самых эффективных методов адаптации, который имеет большой потенциал по формированию гармоничного развития личности обучающихся. Различные педагогические приемы и методы, применяемые куратором, помогают реализоваться социальным, креативным, исследовательским и познавательным возможностям студента и подготовить его к дальнейшей самостоятельной учебной и общественной деятельности. Целью статьи является представление собственного практического многолетнего опыта работы кураторами студентов-первокурсников Института истории, гуманитарного и социального образования ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет». Авторы считают, что институт кураторства в вузе необходим, так как именно он позволяет планировать и вести воспитательную работу с первокурсниками как в рамках института (факультета), так и всего вуза. Эффективная работа куратора существенно повышает уровень коммуникативности, социальной активности, а также профессиональной заинтересованности студентов первого курса. В заключении статьи авторы особо подчеркивают значимость института кураторства как фактора эффективной адаптации студентов и вовлечения их в общественную, творческую, спортивную, исследовательскую, научную и профессиональную деятельность Института истории, гуманитарного и социального образования ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет».
Ключевые слова: 
адаптация, кураторство, первый курс
Библиографический список: 

1. Дулатова А. Н. Вузовские преподаватели, кто мы: лекторы, ученые, кураторы, тьюторы, педагоги? // Культурная жизнь Юга России. – 2011. – № 4 (42). – С. 71–74.
2. Институт кураторов ТПУ: сборник нормативных и методических материалов по организации кураторской деятельности в ТПУ. – Томск: Изд-во ТПУ, 2007. – 124 с.
3. Киселев Н. Н. Гуманитарные технологии в учебно-воспитательном процессе Института истории, гуманитарного и социального образования НГПУ как средство снижения дезадаптации студентов // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – № 1. – С. 190–195.
4. Луговой К. В., Олейников И. В. Самоидентификация современной молодежи // Сибирский учитель. – 2018. – № 2 (117). – С. 81–88.
5. Магия Листпеда: педагогические принципы адаптационного сбора студентов: юбилейный сборник статей к 40-летию основания кафедры педагогики и психологии ИИГСО / под ред. Н. П. Аникеевой, Т. А. Ромм. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2010. – 136 с.
6. Мжельская Т. В., Спесивцева В. А., Доронина А. О. Дискуссия как форма формирования исследовательских компетенций на занятиях студентов-историков // Педагогика: традиции и инновации: материалы IX Международной научной конференции. – 2018. – С. 88–91.
7. Мжельская Т. В. Приемы технологии РКМЧП в процессе обучения студентов ИИГСО НГПУ // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – № 5. – С. 118–121.