УДК: 
378.02:37.016
Дятлова Юлия Олеговна
аспирант кафедры ИЯ ФГО, преподаватель английского языка, Новосибирсккий Государственный Технический Университет, juli,safonova@yandex.ru, Новосибирск

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ЗАРУБЕЖНЫХ И РОССИЙСКИХ ВУЗОВ

Аннотация: 
Введение в проблему. В статье автор рассматривает структуру образовательного процесса в Великобритании и России. Оптимизация работы в информационно-образовательной среде вуза является одной из наиболее важных способов развития навыков организации самостоятельного обучения в условиях модернизации современного образования и переноса акцента на личностно-ориентированное обучение. Методология. В статье анализируется психолого-педагогическая литература по проблемам организации самостоятельной работы студентов. Автор изучает понятие «Lifelong Learning» (образования через всю жизнь) в образовательной системе Великобритании. В статье освещены некоторые аспекты системы непрерывного образования; показано, что система непрерывного образования требует глобальных преобразований, затрагивающих организационно-управляющую и контролирующую функцию преподавателя в самостоятельном обучении студентов. Особое внимание на современном этапе образования уделяется тьюторской системе, в которой преподаватель становится фасилитатором и наставником. Выявлены и описаны приоритетные тенденции организации самостоятельной работы студентов, а также основные дидактические условия совершенствования самостоятельной работы студентов в России и в Великобритании. Целью статьи является рассмотрение проблемы организации самостоятельной работы студентов посредством информационных технологий, в частности через информационно-образовательную среду (ИОС) вуза. В настоящей статье рассматривается структура образовательного процесса и информационно-образовательной среды (ИОС) вузов Великобритании, ее роль в организации самостоятельной работы студентов. Одним из наиболее важных требований является умение современных выпускника вуза владеть информационными технологиями. Основное содержание исследования составляет анализ возможностей аналогичных ИОС, реализуемых в университетах Великобритании, с целью возможного использования опыта организации самостоятельной работы студентов в вузах России. В статье выделены характеристики ИОС на примере трех информационно-образовательных сред Великобритании. Нами были выделены основные достоинства и недостатки каждой из трех сред.
Ключевые слова: 
информационно-образовательная среда, самостоятельная работа, профессиональное образование, информационно-коммуникационные технологии, Blackboard
Библиографический список: 

1. Кучеряну М. Г. Самостоятельная работа студентов в высших учебных заведениях Великобритании: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Ярославль; М., 1997. – 20 с.
2. Лаптева Е. Ю. Дидактические условия использования опыта организации самостоятельной работы студентов Великобритании в вузах России: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Казань, 2001. – С. 57–79.
3. Стафеева Н. А. Организация самостоятельной работы студентов в высших учебных заведениях Российской Федерации и Великобритании // Высшее образование сегодня. – 2016. – № 5. – С. 39–41.
4. Титовец Т. Е. Формы самостоятельной подготовки студентов в системе педагогического образования Великобритании // Самостоятельная работа и академические успехи: теория, исследования, практика: материалы V Между-нар. науч.-практ. конф. – Минск: БГУ, 2005. – С. 307–315.
5. Филиппов В. М. Образование для новой России // Вестник образования в России. 2000. – № 2. – С. 103–104.
6. Baker J., Dillon G. Peer Support on the Web // Innovations in Education Technology International. – 1999. – Vol. 36, № 1. – P. 65–70.
7. Jacks D. Student, Politics and Higher Education. Lawrence; Wishart; London, 1979. – P. 17.
8. Kogan M. Lifelong Learning in the UK // European Journal of Education. – 2000. – Vol. 35, № 3. – P. 243.
9. Lifelong Learning: opportunity or compulsion? // British Journal of Educational Studies. – 2000. – № 46. – P. 251–263.
10. May P. Exam Classes. – Oxford: Oxford University Press, 1996. – P. 105.