УДК: 
37.018.26
Хаджиев Сайдхасан Магомедович
Кандидат педагогических наук, Доцент кафедры педагогики и психологии, Чеченский институт повышения квалификации работников образования, metod-07@mail.ru, Грозный

ВЛИЯНИЕ ОСОЗНАННОЙ РОДИТЕЛЬСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Аннотация: 
Качество образовательных результатов определяется характером взаимодействия школы и семьи обучающегося. Согласно мониторинговым исследованиям, родители старшеклассников проявляют недостаточное участие в школьной жизни ребенка. Цели статьи – изучение влияния осознанной родительской ответственности на достижение высоких образовательных результатов старшеклассников, характеристика механизмов взаимодействия школы и семьи путем осуществления адресной поддержки родителей. Методология. Теоретическую основу исследования составляют выводы отечественных и зарубежных исследований, посвященных феномену осознанного и ответственного родительства. На основе анализа источников дана характеристика понятию осознанной родительской ответственности, выделены показатели и критерии этого понятия. Описано исследование изучения влияния осознанной родительской ответственности на образовательные результаты старшеклассников. Обнаружена прямая корреляция между уровнем осознанной родительской ответственности и образовательными результатами старшеклассников. Заключение. Сделаны выводы о необходимости выстраивания работы школы с семьей по повышению осознанного родительства и его ответственного отношения к образовательным результатам старшеклассников. Практическая ценность статьи заключается в описании программ адресной поддержки родителей с различным уровнем осознанной ответственности. Статья может быть полезна исследователям в области семейной педагогики.
Ключевые слова: 
осознанная родительская ответственность, старшеклассники, образовательные результаты, семья, профессиональный стандарт педагога, адресные программы поддержки
Библиографический список: 

1. Андреева О. В. Изучение влияния семьи на успешность обучения младших школьников [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Науковедение». – 2014. – Вып. 5. – С. 1–9. – URL: https://naukovedenie.ru/PDF/160PVN514.pdf (дата обращения: 17.04.2019).
2. Елистаратова С. И. Взаимодействие учителей, родителей и учащихся как фактор повышения качества обучения в общеобразовательной школе // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2013. – Т. 15, № 2 (2). – С. 324–328.
3. Ермихина М. О. Формирование осознанного родительства на основе субъективно-психологических факторов: дис. ... канд. психол. наук. – Казань, 2004. – 168 c.
4. Ильясов Д. Ф., Кеспиков В. Н., Солодкова М. И., Селиванова Е. А. Проектирование адресных программ поддержки школ, находящихся в неблагоприятных социальных условиях, но не являющихся аутсайдерами // Казанский педагогический журнал. – 2018. – № 6. – С. 151–156.
5. Концепция государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года (общественный проект) [Электронный ресурс]: в 2 частях. – URL: https://rg.ru/2014/08/29/semya-site-dok.html (дата обращения: 05.05.2019).
6. Кошель А. И. Особенности отношений со сверстниками старшеклассников с разными стратегиями взаимодействия с родителями: дис. ... канд. психол. наук. – Ростов н/Д., 2015. – 237 с.
7. Кулагина И. Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет): учебное пособие. – 5-е изд. – М.: Изд-во УРАО, 1999. – 176 с.
8. Любицкая К. А., Шакарова М. А. Коммуникация семьи и школы: ключевые особенности на современном этапе // Вопросы образования. – 2018. – № 3. – С. 196–215.
9. Мерцалова Т. А., Гошин М. Е. Вовлеченность родителей школьников в образование их детей [Электронный ресурс] // Мониторинг экономики образования. – 2017. – Вып. 30 (56). – URL: https://memo.hse.ru/data/2018/01/10/1160565455/iam_30%20(56).pdf (дата обращения: 17.04.2019).
10. Поливанова К. Н. Современное родительство как предмет исследования [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. – 2015. – Т. 7, № 3. – С. 1–11. – URL: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu.2015070301 (дата обращения: 17.04.2019).
11. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс]: приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н. – URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.001.pdf (дата обращения: 17.04.2019).
12. Сеппенен Ю. В. Факторы формирования ответственного родительства среди молодежи // Перспективы науки и образования. – 2018. – № 5 (29). – С. 13–17.
13. Собкин В. С., Фомиченко А. С. Особенности отношения родителей к школе в зарубежных исследованиях (по материалам публикаций в журнале Social and Behavioral Sciences за 2011–2015 гг.) // Наука и Школа. – 2016. – № 3. – С. 51–60.
14. Смирнова Е. Г. Психолого-педагогическое сопровождение формирования осознанного родительства в молодой семье: дис. ... канд. психол. наук. – Курган, 2008. – 249 с.
15. Шабанова Т. Л. Особенности переживания социальных и учебных страхов старшеклассниками и студентами вуза // Вестник университета. – 2013. – № 13. – С. 271–276.
16. Coleman J. S. Parents, Their Children And Schools. – N. Y., 2018. – 192 p.
17. Izzo C. V., Weissberg R. P., Kasprow W. J., Fendrich M. A longitudinal assessment of teacher perceptions of parent involvement in children’s education and school performance [Электронный ресурс] // American Journal of Community Psychology. – 1999. – Vol. 27, Iss. 6. – P. 817–839. – URL: https://link.springer.com/article/10.1023/A:1022262625984 (дата обращения: 17.04.2019).
18. Feuerstein A. School characteristics and parent involvement: Influences on participation in children’s schools // Journal of Educational Research. – 2001. – № 94 (1). – Р. 12–29.
19. Jeynes W. H. AMETA-ANALYSIS The Effects of Parental Involvementon Minority Children’s Academic Achievement // Educational Psychology Review. – 2016. – Vol. 28, Iss. 4. – P. 771–801.
20. Oyserman D., Brickman D., Rhodes M. School Success, Possible Selves, and Parent School Involvement // Family Relations. – 2007. – № 56. – P. 479–489.
21. Skouteris H., Watson B., Lum J. Preschool children’s transition to formal schooling:The importance of collaboration between teachers, parents and children // Australasian Journal of Early Childhood. – 2012. –Vol. 37, № 4. – P. 78–85.
22. Sormunen M., Kirilina V., Goranskaya S., Tossavainen K. Interaction Between Home and School: The Views of Teachers and Parents from Finland and Russia // International Journal About Parents in Education. – 2018. – Vol. 10, № 1. – P. 33–46.