УДК: 
94 (47+57)″19/20″+37.0 (47+57)+070 (09)
Родигина Наталия Николаевна
Доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной и всеобщей истории, ведущий научный сотрудник, Новосибирский государственный педагогический университет; Тобольская комплексная научная станция УрО РАН, natrodigina@list.ru, Новосибирск, Тобольск

ЖУРНАЛ «ЗАДУШЕВНОЕ СЛОВО» КАК АКТОР ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX – НАЧАЛА ХХ в.

Аннотация: 
Проблема и цель. Несмотря на то, что детский журнал «Задушевное слово» неоднократно привлекал внимание специалистов по истории журналистики и детской литературы, до настоящего времени не выяснена его роль в формировании образовательного пространства Российской империи. Цель статьи – охарактеризовать «Задушевное слово» как один из акторов образовательного пространства Российской империи второй половины XIX – начала ХХ в., выяснить его функции, способы взаимодействия с другими объектами и субъектами этого пространства. Методология представлена: 1) теорией символической власти и социальных полей П. Бурдье, позволяющей утверждать, что журнал для детей не только «обслуживал» интеллектуальные потребности своей читательской аудитории, но и формировал и саму аудиторию, и ее потребности; 2) теорией структурации Э. Гидденса, предопределившей пристальное внимание к социальным практикам членов редакционного сообщества; 3) выводами исследователей антропологии профессий, фиксирующими внимание на важности изучения особых систем смыслов, разделяемых группой людей, работающих совместно. В заключении делается вывод о том, что журнал «Задушевное слово» был одним из институтов конструирования педагогического сообщества, включавшего в себя издателей, педагогов, детских писателей, журналистов, создававших научно-популярные тексты для детей, художников и др. Вместе с другими периодическими изданиями для детей, журнал способствовал воспитанию позиции активного читателя, оперативно реагирующего своими письмами на значимые события, способного к солидарным действиям.
Ключевые слова: 
история образования, история России, детские журналы
Библиографический список: 

1. Абрамов Я. Великий критик (очерк жизни Д. Писарева) // Задушевное слово. – 1906. – № 45. – С. 710–712.
2. Баренбаум И. Е. Книжный Петербург: три века истории: очерки издательского дела и книжной торговли. – СПб.: КультИнформПресс, 2003. – 439 с.
3. Бурдье П. О телевидении и журналистике / пер. с фр. Т. В. Анисимовой и Ю. В. Марковой; отв. ред. и предисл. Н. А. Шматко. – М.: Прагматика культуры: Институт экспериментальной социологии, 2002. – 160 с.
4. Водовозова Е. Н. На заре жизни. Воспоминания. – СПб.: Типогр. 1-ой СПб. трудовой артели, 1911. – 608 с.
5. Воспитание хорошего гражданина // Задушевное слово. – 1906. – № 20. – С. 1.
6. Гайманова Е. В. Культуросфера отечественной периодики для детей и юношества 50–80-х гг. XIX в. – М.: Аналитик, 2014. – 264 с.
7. Гидденс Э. Устроение общества: очерк теории структурации / пер. И. Тюрина. – М.: Академический проект, 2005. – 525 с.
8. Гимназисты едут за границу учиться // Задушевное слово. – 1906. – № 30. – С. 1.
9. Два еженедельных иллюстрированных журнала для детей и юношества // Задушевное слово. – 1891. – № 51. – С. 385.
10. Детская республика // Задушевное слово. – 1907. – № 31. – С. 1–2.
11. Димар М. Первые уроки ребенка. – СПб.; М.: Т-во М. О. Вольф, 1909. – 11 с.
12. Динерштейн Е. А. Петербургский издатель М. О. Вольф (к 150-летию с начала издательской деятельности) // Книга: исследования и материалы. – М., 1999. – Вып. 76. – С. 126–164.
13. Из жизни президента Рузвельта // Задушевное слово. – 1907. – № 10. – С. 1.
14. Как американские школьники проводят каникулы // Задушевное слово. – 1906. – № 24. – С. 1–2.
15. Как и чему учатся юные японцы // Задушевное слово. – 1907. – № 11. – С. 1–2.
16. Каталог русского отделения книжного магазина М. О. Вольфа в Петербурге. – СПб.: Типогр. книгопродавца М. О. Вольфа, 1862. – 296 с.
17. Корнилова В. В. Детские иллюстрированные журналы Санкт-Петербурга XIX в. // Вестник СПбГУКИ. – 2011. – № 4. – С. 82–96.
18. Либрович С. Ф. О чем и как пишут дети: история «Почтового ящика» «Задушевного слова». – СПб.: Т-во М. О. Вольф, 1907. – 18 с.
19. Либрович С. Ф. На книжном посту: воспоминания, записки, документы. Пг., – М.: Т-во М. О. Вольф, 1916. – 496 с.
20. Либрович С. Ф. Родная старина. Рассказы из истории России // Задушевное слово. – 1894. – № 1. – С. 1–2.
21. Либрович С. Ф. Школа для родителей. – СПб.; М.: Т-во М. О. Вольф, 1912. – 36 с.
22. Маршак С. Я. Дом, увенчанный глобусом // Маршак С. Собр. соч. в 8 т. – М.: Художественная литература, 1972. – Т. 7. – С. 554–574.
23. Новый систематический каталог книжного магазина М. О. Вольфа в Петербурге. – СПб.; М.: Т-во М. О. Вольф, 1881. – 600 с.
24. От издателя // Задушевное слово. – 1879. – № 12. – С. 3.
25. От редакции // Задушевное слово. – 1885. – № 8. – С. 123.
26. Первые борцы за свободу // Задушевное слово. – 1917. – № 24–25. – С. 1–2.
27. Петя (эпизод из Отечественной войны 1812 года) // Задушевное слово. – 1887. – № 12. – 2 отд. – С. 346–368.
28. Романов П. В., Ярская-Смирнова Е. Р. Социология профессий: аналитические перспективы и методы исследований. – М.: Вариант, 2015. – 324 с.
29. Хеллман Б. Сказка и быль. История русской детской литературы / пер. с англ. О. Бухиной. – М.: Новое литературное обозрение, 2016. – 555 с.
30. Чарская Л. А. Профанация стыда. – СПб.; М.: Т-во М. О. Вольф, 1909. – 15 с.
31. Что такое «Почтовый ящик» «Задушевного слова» // Задушевное слово. – 1886. – № 1. – С. 14.
32. Щепанская Т. Б. Антропология профессий // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2003. – Т. VI, № 1. – С. 139–162.
33. Юношеские годы царя-Освободителя // Задушевное слово. – 1907. – № 47. – С. 749–751.
34. Turner B. A. Exploring the Industrial Subculture. – London: Macmillan, 1971. – 202 p.