УДК: 
945 (571)″19/20″+37.0(09)
Дружинина Юлия Викторовна
Кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной и всеобщей истории, Новосибирский государственный педагогический университет, druzok5111@yandex.ru, Новосибирск

Образовательно-просветительская деятельность как проявление идентичности сельской интеллигенции Западной Сибири второй половины XIX – начала ХХ века

Аннотация: 
Проблема и цель. Актуальность исследования обусловлена отсутствием специальных научных работ, посвященных изучению вопроса об идентичности сельской интеллигенции Западной Сибири второй половины XIX – начала ХХ в. Цель статьи – охарактеризовать образовательно-просветительскую деятельность как проявление идентичности сельской интеллигенции Западной Сибири на рубеже веков. Методология исследования базируется на теории идентичности, разработанной психологом Г. Тэджфелом, П. Бергером и Т. Лукманом, позволяющей определить механизм формирования и проявления идентичности в образовательно-просветительской деятельности сельской интеллигенции. В заключении отмечено, что во время осуществления просветительской деятельности сельские интеллигенты стремились воплотить на практике свои идеи служения обществу через активность, направленную на повышение культурного уровня населения сельской местности Западной Сибири. Кроме того, именно во время образовательно-просветительской активности сельские интеллигенты вступали во взаимодействие друг с другом, осознавали себя особой социальной общностью, одной из приоритетных задач которой является не только распространение грамотности, но и медицинское, санитарно-гигиеническое, сельскохозяйственное просветительство. Автор делает вывод, что образовательно-просветительская деятельность являлась одним из проявлений идентичности исследуемой социальной группы, но в целом идентичность сельской интеллигенции Западной Сибири второй половины XIX – начала ХХ в. еще находилась в процессе формирования.
Ключевые слова: 
сельская интеллигенция, идентичность, образовательно-просветительская деятельность, образование, медицинское, санитарно-гигиеническое и сельскохозяйственное просвещение
Библиографический список: 

1. Бергер П., Лкуман Т. Социальное конструирование реальности: трактат по социологии знания / пер. с англ. Е. Руткевич. – М.: Academia-Центр: Медиум, 1995. – 323 с.
2. Государственный архив в г. Тобольске. – 352. – Оп. 1. – Д. 740.
3. Государственный архив в г. Тобольске. – Ф. 352. – Оп. 1. – Д. 1465.
4. Государственный архив в г. Тобольске. – Ф. 524. – Оп. 1. – Д. 10.
5. Гребенщиков Г. Д. Свора // Чураевы: роман, повести, рассказы. – Иркутск: Сибирское книжное издательство, 1991. – 416 с.
6. Дружинина Ю. В. Сельская интеллигенция Западной Сибири в конце XIX – начале XX в.: процессы формирования и социальная активность: дис. … канд. ист. наук. – Омск, 2014. – 254 с.
7. Зандрок Е. Пчеловодство в Томской губернии // Северное пчеловодство. – 1896. – № 4. – С. 21–24.
8. К. М–ч. Лицом к лицу (о борьбе с эпизоотией в деревне) // Жизнь Алтая. – 1911. – 13 янв.
9. Манчестер Л. Поповичи в миру: духовенство, интеллигенция и становление современного самосознания в России / пер. с англ. А. Ю. Полунов. – М.: Новое литературное обозрение, 2015. – 448 с.
10. Марцинковская Т. Д. Проблема иден-тичности российской интеллигенции [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. – 2008. – № 1 (1). – URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 08.01.2019).
11. Пермитин Е. Н. Раннее утро // Жизнь Алексея Рокотова: трилогия. – М.: Современник, 1986. – Кн. 1–2. – 736 с.
12. Природа и население Алтая // Томские епархиальные ведомости. – 1891. – № 3. – Ч. неофиц. – С. 1–16.
13. Сабурова Т. А. Русский интеллектуальный мир / миф: социокультурные представления интеллигенции в России XIX столетия. – Омск: Наука, 2005. – 306 с.
14. Села Серебренского священник Михаил Бекрпев. Два случая врачебной помощи пастыря // Тобольские епархиальные ведомости. – 1886. – № 12. – Ч. неофиц. – С. 220–222.
15. Сибирское обозрение // Сибирь. – 1907. – 21 авг.
16. Современные назревшие нужды Алтайской деревни // Алтайский крестьянин. – 1913. – № 18. – С. 3–4.
17. Гусельцева М. С., Кончаловская М. М., Марцинковская Т. Д. и др. Структура и содержание идентичности российской интеллигенции. – М.; СПб.: Нестор-История, 2012. – 212 с.
18. Телеграмма российского телеграфа-генства // Восточное обозрение. – 1896. – 11 сент.
19. Ф. К. Праздничные развлечения // Жизнь Алтая. – 1911. – 23 сент.
20. Школьное дело // Сибирская жизнь. – 1913. – 20 окт.
21. Экштут С. А. Повседневная жизнь русской интеллигенции от эпохи Великих реформ до Серебряного века. – М.: Молодая гвардия, 2012. – 428 с.
22. Aoshima Y. Professionals or bureaucrats? [Электронный ресурс]. Pedagogues and the state during russia’s great reforms. – URL: http://src-home.slav.hokudai.ac.jp/publictn/acta/25/aoshima.pdf (дата обращения: 10.01.2019).
23. Tajfel H. Human groups and social categories. – Cambridge, 1981. – 369 p.
24. Агеев B. C. Социальная идентичность личности [Электронный ресурс]. – URL: http://anastasiya-shulgina.narod.ru/book_456/book_14.htm (дата обращения: 10.01.2019).