Сидорчук Оксана Николаевна
Кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной и всеобщей истории, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Новосибирский государственный педагогический университет", Институт истории, гуманитарного и социального образования, sonya97@mail.ru, Новосибирск
Сидорчук София Дмитриевна
аспирант Института истории, гуманитарного и социального образования, Новосибирский государственный педагогический университет, sonyasidorchuk@yandex.ru, Новосибирск
«ЭТО ПРАЗДНИК МЫ СПРАВЛЯЕМ…»: СТАНОВЛЕНИЕ МЕТОДИКИ ОРГАНИЗАЦИИ СОВЕТСКИХ ПРАЗДНИКОВ В ДЕТСКОМ САДУ В 20–30-е гг.
Аннотация:
Проблема и цель. Актуальность исследования определена модернизацией современного дошкольного образования и поиском новых методов и методик организации праздников для детей. В связи с этим, традиции, накопленные в советской системе, представляют несомненный исследовательский интерес.
Цель статьи – выявление источникового потенциала журнала «Дошкольное воспитание» в выявлении организации системы праздников в детских садах в 1920–30-е гг. – в период становления дошкольных учреждений.
Методология. Теоретической основой статьи выступили представления о праздничной детской культуре, выработанные в социологическом, культурологическом и историческом знании. Методологически работа выстроена в рамках подходов М. Рольфа, К. Келли, М. Костюхиной.
В заключении делается вывод, что научная новизна и теоретическая значимость исследования позволяет применять некоторые методики для организации современных праздников в дошкольных учреждениях. Статья может быть полезна исследователям, занимающимся историей детской повседневности, историей советского общества и праздничной культуры / обрядности. Анализ статей журнала позволил определить цели и задачи формирования праздничной культуры дошкольников советского времени, выделить основные методические подходы в организации праздников в детском саду. Проанализированы подходы к отбору содержания праздника, охарактеризованы основные методические приемы, описаны декорации и костюмы детей.
Ключевые слова:
дошкольное образование, детский сад, праздники в детском саду, методика организации праздника
Библиографический список:
1. Баталина О. И. Приобщение детей дошкольного возраста к опыту традиционной народной культуры «Праздник круглый год» // Эксперимент и инновации в школе. – 2015. – № 3. – С. 26–29.
2. Васюкова Н. Е., Родина Н. М. Планирование образовательного процесса с дошкольниками на комплексно-тематической основе и принципе интеграции образовательных областей // Детский сад: теория и практика. – 2012. – № 5. – С. 32–39.
3. Келли К., Сиротина С. «Было непонятно и смешно»: праздники последних десятилетий советской власти и восприятие их детьми // Антропологический форум. – 2008. – № 8. – С. 258–299.
4. Костюхина М. Октябрьский сценарий в детском саду // Детские чтения. – 2017. – № 2, Т. 12. – С. 173–183.
5. Родигина Н. Н. «Исполнение культурной миссии России на востоке»: образование в Сибири в освещении еженедельных иллюстрированных журналов второй половины XIX – начала ХХ вв. // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – № 1. – С. 44–49.
6. Родигина Н. Н. «Какая школа нужна Сибири?»: вопросы регионального образования в освещении педагогических журналов конца XIX – начала ХХ в. // Сибирский педагогический журнал. – 2006. – № 5. – С. 141–150.
7. Рольф М. Советские массовые праздники. – М.: РОССПЭН, 2009. – 439 с.