УДК: 
378+13+78.05
Гайдай Полина Владимировна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Института истории, гуманитарного и социального образования, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение "Новосибирский государственный педагогический университет", gaydpol@mail.ru, Новосибирск

Межкультурные коммуникации в развитии профессионального музыкального образования Китая

Аннотация: 
Актуальность темы статьи определяется возрастающей ролью международного взаимодействия в развитии национальных образовательных систем. В статье раскрываются вопросы осуществления межкультурных коммуникаций в профессиональном музыкальном образовании Китая. Целью статьи является определение роли межкультурного взаимодействия в становлении высших музыкальных учебных заведений в Китае, а также выявление механизмов межкультурных коммуникаций как основы развития профессионального музыкального образования этой страны. Методология исследования опирается на теорию межкультурных коммуникаций, концепцию диалога культур, а также методы педагогической компаративистики. В статье рассмотрены исторические аспекты создания профессиональных музыкальных учебных заведений в Китае; выделены основные этапы межкультурного взаимодействия Китая и России в сфере музыкального образования; названы механизмы и уровни осуществления межкультурных коммуникаций в профессиональном музыкальном образовании Китая.
Ключевые слова: 
межкультурные коммуникации, механизмы межкультурной коммуникации, диалог культур, история музыкального образования, профессиональное музыкальное образование, Китай
Библиографический список: 

1. Бахтин М. М. К методологии гуманитарных наук // Эстетика словесного творчества. – М.: Искусство, 1979. – С. 361–373.
2. Ван Чжичэн. История русской эмиграции в Шанхае / пер. с кит. Пань Чэнлога, Сяо Хуэйчжуна, Лю Юйцинь, Бэй Вэньли, Л. П. Черниковой; предисл. Л. П. Черниковой. – М.: Русский путь: Русское Зарубежье, 2008. – 576 с.
3. Гайдай П. В. Диалог культур как ведущая тенденция в современном музыкально-педагогическом образовании России и Китая // Гуманитарный вектор. – 2011. – № 1 (25). – С. 25–28.
4. Гайдай П. В. Развитие профессионального музыкального образования в контексте межкультурного взаимодействия: Россия – Китай, ХХ век // Педагогический журнал Башкортостана. – 2018. – № 3 (76). – С. 50–56.
5. Гайдай П. В. Фортепианная культура Китая: пути становления национальной школы: монография. – Чита: ЗабГУ, 2016. – 194 с.
6. Куликова Л. В. Межкультурная коммуникация: теоретические и прикладные аспекты: монография. – Красноярск: РИО КГПУ, 2004. – 196 с.
7. Лотман Ю. М. Семиосфера. – СПб.: Искусство-СПБ, 2010. – 704 с.
8. Рогова А. В. Культура как текст: разработка проблемы диалога культур в философско-педагогической мысли русского зарубежья (первая половина ХХ века) // Интерпретация текста: лингвистический, литературоведческий и методический аспекты. – 2011. – № 2. – С. 308–312.
9. Ромм Т. А. Высшее образование в России в условиях трансформации // Вестник педагогических инноваций. – 2016. – № 1 (41). – С. 11–17.
10. Тагунова И. А. Некоторые аспекты теоретического подтверждения положений, сформулированных в ходе междисциплинарных исследований в области образования // Сибирский педагогический журнал. – 2018. – № 4. – С. 7–12.
11. Тагунова И. А. Развитие наднационального образования в контексте мирового образовательного пространства: дис. … д-ра пед. наук. – М.: Ин-т теории и истории педагогики РАО, 2007. – 280 с.
12. Хуан Пин. Вклад советских специалистов в становление фортепианного искусства Нового Китая (1949–1969) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2008. – № 82. – С. 388–391.
13. Хуан Пин. Влияние русского фортепианного искусства на формирование и развитие китайской пианистической школ: монография. – СПб.: Астерион, 2009. – 159 с.
14. Цзо Чжэньгуань. Русские музыканты в Китае. – М.: Композитор, 2014. – 335 с.