УДК: 
37.01
Максимова Елена Александровна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков, Саратовский социально-экономический институт (филиал) ФГБОУ ВО "Российский экономический университет им. Г.В.Плеханова", maksimolena@yandex.ru, Саратов

АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: 
Проблема и цель. В статье показан парадокс современного состояния системы профессионального образования. Он состоит в том, что образование нацелено на социально ожидаемый результат, закодированный в виде компетенций, но по своей сути является социокультурной формой индивидуального становления личности. Цель статьи состоит в кратком теоретическом обзоре исследований антропологического прочтения компетентностной основы профессионального образования. Методология. Исследование проведено на основе совмещения антропологического подхода к содержанию профессионального образования и компетентностного подхода к его предполагаемым результатам. Подчеркнута роль преподавателя в становлении профессионализма будущих специалистов. Раскрыта суть антропологического подхода как ориентация всей системы профессионального образования на реализацию индивидуальных потребностей личности посредством раскрытия многофакторных источников ее развития. Представлено антропологическое толкование проектной деятельности как раскрытие ресурсов развития личности. Показано изменение иерархии ценностей педагогической деятельности как перенос акцента с достижения результата на построение целостного образовательного процесса. Отмечено изменение представлений о педагогическом профессионализме. В заключение сделан вывод о том, что ориентация профессионального образования на результат может быть объединена с его ориентацией на развитие личности в том случае, если компетентностно-ориентированное образование дополнено антропологической составляющей.
Ключевые слова: 
антропологический подход в профессиональном образовании, компетентностно-ориентированная деятельность, антропные технологии, результат образования
Библиографический список: 

1. Александрова Е. А. Методология сочетания процессов индивидуализации и социализации в практике образования // Реабилитация, абилитация и социализация: междисциплинарный подход. – М., 2016. – С. 14–24.
2. Голованова Д. А., Исайкина М. А., Недогреева Н. Г. Роль сетевого взаимодействия в обеспечении качества профессионального образования // Сборник конференций НИЦ Социосфера. – 2014. – № 4 (24). – С. 27–37.
3. Горбунова Н. В. Социально-экономические закономерности и тенденции развития культурного капитала: дис. … д-ра соц. наук: 22.00.03. – Саратов, 2006. – 408 с.
4. Григорьева Т. Ю. Подготовка современного специалиста: этика и инновации // Наука и общество. – 2013. – № 1 (10). – С. 137–140.
5. Дмитриев С. Д. Антропные вузовские технологии – важен не обученный специалист, а развивающийся профессионал // Физическое воспитание студентов. – 2011. – № 3. – С. 37–41.
6. Зверев С. М. Проблемное поле антропологии образования. Методологические заметки // Психология обучения. – 2010. – № 11. – С. 4–9.
7. Кодекс деловой этики ОАО «Российские железные дороги» [Электронный ресурс]. – URL: http://doc.rzd.ru/doc/public/ru?id=6582&layer_id=5104&STRUCTURE_ID=704 (дата обращения: 01.09.2018).
8. Макет ФГОС ВО по уровню образования бакалавриат // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования [Электронный ресурс]. – URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/142/141/16 (дата обращения: 10.09.2018).
9. Максаков А. Д. Развитие антропологической направленности учителя в процессе его профессиональной подготовки: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. – М., 2007. – 129 с.
10. Пазухина С. В. Профессиональная подготовка будущих педагогов: антропологический подход [Электронный ресурс] // Концепт: научно-методический электронный журнал. – 2012. – № 7 (июль). – URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/12085.htm (дата обращения: 07.09.2018).
11. Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» [Электронный ресурс]. – URL: http://fgosvo.ru/news/1/1344 (дата обращения: 07.09.2018).
12. Ромм Т. А. Высшее образование в России в условиях трансформации // Вестник педагогических инноваций. – 2016. – № 1 (41). – С. 11–17.
13. Федеральный государственный образо-вательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс]. – URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/380301.pdf (дата обращения: 01.09.2018).
14. Competencies for ESD (Education for Sustainable Development) teachers. A framework to integrate ESD in the curriculum of teacher training institutes / eds. Sleurs, Willy. Brussels. – 2008. – 320 p.
15. Manning K. Ceremonies and Cultural Meaning in Higher Education. – Westport, CT.: Bergin & Garvey, 2000. – 186 p.
16. Rauch F. Education for Sustainability: a Regulative Idea and Trigger for Innovation // Scott W. & Gough S. Key Issues in Sustainable Development and Learning: A Critical Review. – London: Routledge Falmer, 2004. – P. 149–151.