УДК: 
378+159.9
Волкова Анна Андреевна
Кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой иностранных языков, Новосибирский государственный педагогический университет, annadom@bk.ru, Новосибирск

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОДГОТОВКИ ПСИХОЛОГОВ В РОССИИ И В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Аннотация: 
Сближение народов и наций – одно из важнейших особенностей развития современного общества. Процесс интернационализации жизни ведет к взаимообогащению и взаимовлиянию культур. В системе подготовки психологов в мире есть много общего и отличного в зависимости от государств и сложившихся традиций. Перед российским высшим образованием встает задача учета новых требований современной жизни, опыта других государств. Целью нашего исследования является сравнение основных форм профессиональной подготовки практических психологов в России и за рубежом, выявление того отличного, что могло бы быть полезным российскому образованию. Исследование проводилось на основе анализа психолого-педагогической литературы российской (И. А. Володарская, Л. С. Выготский, А. Н. Занковский, В. Карандашев, Н. М. Лизунова и др.) и зарубежной (У. Глассер, J. Cranney and N. J. Voudouris, Rob Ranzijn and Keith McConnochie, Julie Ann Pooley and Lynne Cohen, Bernard Guerin, Andrea Chester, Sophia Xenos and Lorelle J. Burton, K. Laurie Dickson, Nicholas F. Skinner и др.). В статьях и монографиях рассматриваются особенности организации психологического образования в Австралии, США, Финляндии, Швеции, Бельгии, Дании, Португалии, Финляндии, Норвегии, Нидерландах, Австрии, Испании, Венгрии, Италии, Германии, Швейцарии; инновационные технологии обучения, разные подходы к обучению студентов и магистрантов, наставничество и т. д. В заключение автор делает вывод, что, во-первых, обучение психолога это длительный процесс, требующий серьезного подхода и очень основательной подготовки, возможно более основательной, чем в России; во-вторых, подготовка эта должна быть более практико-направленной.
Ключевые слова: 
психологическое образование, профессиональная компетентность, образовательная политика, организация подготовки психологов, психологическая служба образования, супервизорская практика
Библиографический список: 

1. Волкова А. А. Австралия. Воспитание гражданина // Гуманитарное образование в Сибири: проблемы и опыт работы преподавателей: материалы межрегиональной научно-практической конференции. ‒ Новосибирск: Изд. НГУ, 2000. ‒ С. 88‒91.
2. Волкова А. А. The English of Psychology in Use. ‒ Новосибирск, 2006. ‒ 152 с.
3. Володарская И. А., Лизунова Н. М. Система подготовки психологов в США // Вестник Моск. ун-та. Серия 14: Психология. ‒ 1990. ‒ № 1 ‒ С. 57‒67.
4. Выготский Л. С. Собр. соч. в 6 т. ‒ М.: Педагогика, 1983. ‒ Т. 5. ‒ 368 с.
5. Выготский Л. С. Педагогическая психология // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. ‒ М.: Педагогика, 1980. ‒ С. 49‒53.
6. Глассер У. Школы без неудачников. ‒ М.: Прогресс, 1991. ‒ 176 с.
7. Занковский А. Н. Введение в профессию: учебное пособие. ‒ М.: ЕОАИ, 2009. ‒ 71 с.
8. Карандашев В. Н. Психология. Введение в профессию. ‒ М.: Смысл, 2000. ‒ 288 с.
9. Ляудис В. Я. Методика преподавания психологии. ‒ М.: Лидер, 2007. ‒ 128 с.
10. Спиркина Е. А. Подготовка психотерапевтов и психологов-консультантов (проблемы адаптации западного опыта) // Психол. журнал.  ‒1994. ‒ № 6. ‒ С. 121‒127.
11. Цигулева О. В., Волкова А. А., Малкова И. Ю. Модели развития образования ведущих стран мира в контексте формирования человеческого капитала (на примере США и Австралии) // Сибирский педагогический журнал. ‒ 2016. ‒ № 3 – С. 69‒75.
12. Belar C. Advancing Quality in Psychology Education // Monitor on Psychology. ‒ 2011. – Vol. 42, № (4). – P. 52.
13. Cranney J., Voudouris N. J. Psychology Education and Training in Australia: Shaping the Future // Teaching Psychology around the World. – UK: Cambridge Scholars Publishing, 2012. – Vol. 3. – P. 2–15.
14. Chester A., Xenos S., Burton L. J. Peer-to-Peer Mentoring: An Embedded Model to Support the Transition of First Year Psychology Students // Teaching Psychology around the World. – 2012. – Vol. 3. – P. 133–151.
15. Newstead S. E., Makinen S. Psychology Teaching in Europe // European Psychologist. – 1997. – Vol. 2, No. 1. – P. 3–10.
16. Optimal Standards for Education for Professional Psychologists. – EFPPA, 1990.
17. Teaching the World / eds. Sherri McCarthy, Laurie Dickson, Jacquelyn Cranney, Annie Trapp. 12 Back Chapman Street, Newcastle upon Tyne, NE6 2XX. – UK, London: Cambridge Scholars Publishing, 2012. – Vol. 3. ‒ 467 p.