УДК: 
371
Грасс Татьяна Петровна
Доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры № 17 «Экономика», Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации, tpgrass@mail.ru, Cанкт-Петербург
Петрищев Владимир Иннокентьевич
Доктор педагогических наук, профессор кафедры № 7 «Языковой подготовки», Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации, vpetrichtchev@hotmail.com, Cанкт-Петербург

Формирование компетенции «предприимчивость» у старшеклассников как структурный элемент экономической культуры (на материале России и зарубежных стран)*

Аннотация: 
В статье авторы представляют опыт осмысления формирования компетенции «предприимчивость» как структурного элемента экономической культуры старшеклассников в качестве одной из составляющих компетентностного подхода в современной педагогике, демонстрируют новые задачи, стоящие перед обществом в России, когда выпускник школы должен не только понимать основные законы функционирования современной инновационной экономики, но и иметь набор компетенций для эффективной предпринимательской и потребительской деятельности и успешного участия в социально ориентированных экономических отношениях. На основе теоретического анализа передового педагогического опыта сделаны выводы о том, что в настоящее время в научной литературе отсутствует общее понятие о компетенции «предприимчивость» как структурного элемента экономической культуры старшеклассников. Анализ подходов к пониманию ее структуры и компонентов позволил систематизировать знания по формированию компетенции «предприимчивость» и экономической культуры у старшеклассников, включающей цели, задачи, содержание, педагогические условия. В заключение, проведя анализ работ современных авторов как зарубежных, так и отечественных, мы определили, что в научной литературе не существует общего подхода к формированию компетенции «предприимчивость» у старшеклассников, равно как и нет согласованной структуры рассматриваемой категории, поэтому структурный состав ее не ограничивается умениями, знаниями, способностями. Представленный материал формирования компетенции «предприимчивость» и экономической культуры подрастающих поколений в США, Канаде и Китае важен для осмысления, взаимообогащения и возможности использования его позитивного опыта в отечественной практике, поскольку в этих странах сложился методологический и технологический потенциал, разработаны способы, формы и методы организации практической деятельности по формированию компетенции «предприимчивость» у старшеклассников как структурного элемента экономической культуры.
Ключевые слова: 
экономическая культура, компетенция, предприимчивость, старшеклассник, школа
Библиографический список: 

1. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]: Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р. – URL: http://government.ru/docs/9282/ (дата обращения: 18.11.2019).
2. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]. – 2013. – URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/prognoz/doc20130325_06 (дата обращения: 18.11.2018).
3. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы [Электронный ресурс]: Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р – URL: http://static.government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf (дата обращения 18.11.2018).
4. Медведев Д. А. Россия-2024: Стратегия социально-экономического развития [Электронный ресурс] // Вопросы экономики. – 2018.  – № 10. – С. 5–28. – URL: http://government.ru/news/34261/ (дата обращения: 18.11.2018).
5. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 18.11.2018).
6. Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года (вместе с «Планом мероприятий (“дорожной картой”) по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года») [Электронный ресурс]. – URL: http://docs.cntd.ru/document/420359173#1 (дата обращения: 18.11.2018).
7. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. – URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&firstDoc=1&lastDoc=1&nd=102468157 (дата обращения: 18.11.2018).
8. Федеральный государственный образо-вательный стандарт [Электронный ресурс]. – URL: http://government.ru/docs/9282/ (дата обращения 18.11.2018).
9. Алдошина М. И. Формирование предпринимательских компетенций обучающихся при взаимодействии образования, науки и производства (на основе воспитательной педагогики А. С. Макаренко) // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2018. – Т. 1, № 3 (50). – С. 84–97.
10. Грасс Т. П., Петрищев В. И., Колесникова Ю. Н. Предпринимательская активность как способ ресоциализации мигрантов в США и Германии // Вестник КГПУ. – 2017. – № 1 (39).  – С. 18–25.
11. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений – М.: Академия, 2007. – C. 319–326.
12. European Parliament and the Council. Recommendation of the European Parliament and of the Council of 23 April 2008 on the establishment of the European Qualifications Framework for lifelong learning [Электронный ресурс] // Official Journal of the European Union.  – 2008. – URL: https://ec.europa.eu/ploteus/sites/eac-eqf/files/journal_en.pdf (дата обращения: 18.11.2018).
13. Furnham A., Cleare A. School children’s conceptions of economies: Prices, wages, investments and strikes // J. of Economic Psychol.  – 1988. – № 9. – P. 467–479.
14. Grass T. P., Petrishchev V. I., Lefler N. O.Peculiarities Of Social Psychological And Economic Adaptation Of Pupils From The Migrant Families In The City Of Krasnoyarsk In Siberian Region // Regional Science Inquiry, Hellenic Association of Regional Scientists. – 2017. – Vol. 0 (2). – P. 177–185.
15. Gregg H. Weltz Introduction National youth vocational education and training Case Study – U.S.A. «Youth vocational educational and training in the U.S.A.». – 2011. – P. 24–28.
16. Hahn A., Leavitt T. D., Horvat E. M., Davis J. E. Life after YouthBuild: 900 YouthBuild graduates reflect on their lives, dreams, and experiences. – Somerville, MA: YouthBuild USA, 2004.
17. Johannisson J. A. University training for entrepreneurship: Swedish approaches // Entrepreneurship and Regional Development. – 1991. – № 3, 1. – Р. 67–82.
18. Komarkova I., Gagliardi D., Conrads J., Collado A. Entrepreneurship Competence: An Overview of Existing Concepts, Policies and Initiatives // Final Report of European Comission. – Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2015. – 162 p.
19. Kourilsky M. L., Carlson S. R. Entrepreneurship education for youth: a curricular perspective // Entrepreneurship / еds. D. L. Sexton, R. W. Smilor. – 2000. – P. 193–213.
20. Levesque K., et al. Career and Technical Education in the United States: 1990 to 2005: Statistical Analysis Report [Электронный ресурс]  // NCES, Institute of Education Sciences. – U.S. Department of Education. – Washington, 2008. – URL: https://nces.ed.gov/pubs2008/2008035.pdf (дата обращения: 18.11.2018).
21. Practical Money Skills for Life [Электронный ресурс]. – URL: http://www.practicalmoneyskills.com (дата обращения: 18.11.2018).
22. Sloan Willona M. Should schools teach financial literacy? // Education Update. – 2012. – № 54 (8). – P. 1–7.
23. Stacey B. G. Economic socialization in the pre-adult years // British Journal of Social Psychology. – 1982. – № 21 (2). – P. 159–173.
24. Webley P., Nyhus E. K. Parents’ influence on children’s future orientation and saving // Journal of Economic Psychology. – 2006. – Vol. 27 (1). – P. 140–164.
25. White S., Kenyon P. Initiatives for the development of enterprise action and strategies. – Geneva, 2001. – P. 7.
26. Zhiqun Zhao. School-enterprise Cooperation in China’s Vocational Education and Training [Электронный ресурс]. – URL: http://www.jachina.org/jachina_en/index.html (дата обращения: 18.11.2018).