УДК: 
37.013.77
Александрова Наталья Алексеевна
Кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой информационных систем и технологий в обучении факультета компьютерных наук и информационных технологий, Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, aleksandrovan@bk.ru, Саратов
Черняева Татьяна Николаевна
Кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой информационных систем и технологий в обучении факультета компьютерных наук и информационных технологий, Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, cherniaeva@inbox.ru, Саратов

ИССЛЕДОВАНИЕ ВНИМАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИТУАЦИИ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОРЫВА В ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация: 
В статье рассматриваются современные аспекты внимания как важнейшего когнитивного процесса, проблемы, связанные с влиянием информационно-технологической революции на внимание; раскрываются возможности использования новейших междисциплинарных достижений в исследовании концентрации и устойчивости произвольного внимания; обосновываются возможности использования интерфейса «мозг – компьютер» и роботов-ассистентов андроидного типа в образовании для выявления, систематизации когнитивных паттернов как психологических характеристик внимания на ступени начального образования с целью изучения, мобилизации внимания. Статья ориентирована на поиск путей решения актуальной задачи выявления, систематизации особенностей внимания для последующей разработки конкретных методик управления их познавательной деятельностью, в том числе и посредством привлечения нейроинтерфейса «мозг – компьютер». Методология. Теоретическими основаниями исследования выступили исследования в области нейропсихологии (А. Р. Лурия, Ю. М. Микадзе, Л. Ю. Московичюте, Е. Д. Хомская, Л. С. Цветкова), нейропедагогики (Т. В. Ахутина, В. Д. Еремеева, В. А. Москвин, Н. В. Москвина, Т. П. Хризман), нейродидактики (термин Г. Прайса; исследования О. В. Куликовой, К. А. Морнова, А. С. Потапова, О. Л. Подлиняева, А. Л. Сиротюк). Также анализировались работы, связанные с изучением нейроинтерфейсов «мозг – компьютер» (Г. В. Осипов, В. И. Некоркин, А. Н. Писарчик А. Я. Каплан, M. X. Cohen, M. Siegel, J. R. Wolpaw), технологии использования специальных электронных устройств, позволяющих человеку на основе регистрации сигналов ЭЭГ взаимодействовать с внешним устройством (компьютером, экзоскелетом, роботом) (А. М. Иваницкий, А. Е. Осадчий, А. А. Фролов, А. Е. Храмов, L. K. McEvoy, C. S. Herrmann, G. Buzsaki). В статье делается вывод о возможности применения нейроинтерфеса «мозг – компьютер» не только в исследовании на новом техническом уровне динамики концентрации внимания на основе расшифровки паттернов нейронной активности головного мозга, но и его использовании педагогом для построения системы интерактивного дифференцированного и индивидуализированного обучения, оптимально учитывающего нейропсихологические особенности обучающихся.
Ключевые слова: 
внимание, нейропедагогика, метод биологически обратной связи, робототехнические устройства, нейроинтерфейс
Библиографический список: 

1. Азаренок Н. В. Клиповое сознание и его влияние на психологию человека в современном мире // Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна «Психология человека в современном мире». Том 5. Личность и группа в условиях социальных изменений. – М.: Институт психологии РАН, 2009. – С. 110–112.
2. Гейхман Л. К. Кризис педагогического взаимодействия: цифровые «аборигены» vs цифровые «эмигранты» // Новые технологии в образовательном пространстве родного и иностранного языка: материалы V Междунар. науч.-практ. конф. – Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2013. – С. 302–309.
3. Ерусева О. В. Роль внимания в развитии познавательных процессов [Электронный ресурс] // Научные исследования в образовании.  – 2009. – № 1. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=13082594 (дата обращения: 10.09.2018). 
4. Здравоохранение в России: сб. стат. – М.: Статистика России, 2017. – 170 с.
5. Кудинова Е. Б. Влияние гаджетов на современных школьников // Молодой ученый. – 2017. – № 16. – С. 464–465.
6. Лысиченкова С. А. Влияние особенностей современных школьников на их познавательную мотивацию // Молодой ученый. – 2012. – № 4. – С. 428–431.
7. Hramov A. E., Maksimenko V. A., Pchelintseva S. V., Runnova A. E., Grubov V. V., Musatov V. Yu., Zhuravlev M. O., Koronovskii A. A., Pisarchik A. N. Методика диагностики состояний нейронной сети при восприятии визуальных стимулов и когнитивной деятельности с помощью аппарата искусственного интеллекта (Classifying the perceptual interpretations of a bistable image using EEG and artificial neural networks) // Frontiers in neuro science. – 2017. – 11, 674. – P. 1–18.
8. Maksimenko V. A., Runnova A. E., Zhuravlev M. O., Makarov V. V., Nedayvozov V. O., Grubov V.  V., Pchelintceva S. V., Hramov A. E., Pisarchik A. N. Методика оценки степени концентрации по сигналам ЭЭГ (сигналам нейронной активности) и ее контроля с помощью биологической обратной связи (Visual perception affected by motivation and alertness controlled by a noninvasive brain-computer interface) // PLOS ONE. – 2017. – 12 (12): e0188700. – DOI: 10.1371/journal.pone.0188700.
9. Общие вопросы применения метода БОС.  – СПб.: Биосвязь, 2008. – 81 с.
10. Подлиняев О. Л., Морнов К. А. Актуальные проблемы нейропедагогики // Вестник Кемеровского государственного университета.  – 2015. – № 3 (63), Т. 1. – С. 126–129.
11. Пренски Марк. Аборигены и иммигранты цифрового мира [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gimc.ru/content/statya-marka-prenski-aborigeny-i-immigranty-c... (дата обращения: 16.11.2018).
12. Статистика аутизма в мире [Электронный ресурс] // Vawilon. – URL: https://vawilon.ru/statistika-autizma-v-mire (дата обращения: 16.09.2018).
13. Страхов В. И. Психологические исследования внимания // Вопросы психологии внимания. Вып. VI. – Саратов: Изд-во СГПИ, 1974.  – С. 35–42.
14. Страхов И. В. О психологической структуре внимания // Вопросы психологии. Вып. VIII. – Саратов: Изд-во СГПИ, 1976. – С. 95–98.
15. Тарасов С. В. Школьник в современной образовательной среде: монография. – СПб.: Образование-культура, 2000. – 144 с.
16. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. N 683 // Гарант. – URL: http://ivo.garant.ru/#/document/71296054/paragraph/1:2 (дата обращения: 09.11.2018).
17. Ухтомский А. А. Избранные труды. – М.: Книга по Требованию, 2012. – 369 с.
18. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ // КонсультантПлюс.  – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 09.11.2018).
19. Фельдштейн Д. И. Особенности современного детства и задачи теоретико-методологического обеспечения процесса образования // Педагогика. – 2009. – № 1. – С. 8–15.
20. Шалагина Е. В. К вопросу о новой когнитивной реальности // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. – 2014. – № 2. – С. 37–41.
21. Hook C. J., Farah M. J. Neuroscience for Educators: What are They Seeking, and What are They Finding? // Neuroethics. – 2013. – Vol. 6, No. 2. – P. 331–341.