УДК: 
159.923.3
Исмайлова Хадиджа Юсиф кызы
Доктор биологических наук, главный научный сотрудник института физиологии им. А. И. Караева, Национальная академия наук Азербайджана (НАНА), ismailovakh@gmail.com, Баку
Султанов Мурад Балабек оглы
Докторант института физиологии им. А. И. Караева, Национальная академия наук Азербайджана (НАНА), murad.sultan.81@mail.ru, Баку

ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК И МАРКЕРОВ ТЕМПЕРАМЕНТА У ЮНОШЕЙ РАЗЛИЧНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТИПОЛОГИИ

Аннотация: 
Работа посвящена изучению типов темперамента и параметров личностных черт у юношей-футболистов, а также их сравнению со студентами-любителями. Цель статьи – выявить психоэмоциональные отличия между двумя группами испытуемых. Методология. Методика заключается в сравнительном и точном методе исследования между различными типами темперамента и их личностными характеристиками, а также корреляционном исследовании между личностными характеристиками у футболистов и студентов. В исследовании приняли участие 65 человек. Возрастной диапазон исследуемых составил 17–20 лет. По полученным результатам установлено доминирование холерического и сангвинического типов, соответствующих экстравертивному свойству нервной системы в обеих группах (p < 0,05). Экстраверсия как параметр личностных характеристик более присуща студентам (p < 0,01). Взаимосвязь параметров психотизма и нейротизма (p < 0,01), а также психотизма и социальной конформности присуща футболистам (p < 0,01). Взаимосвязь психотизма и экстраверсии оказалась свойственна студентам (p < 0,05). В заключени отмечено, что особенность личностных черт у юношей-футболистов отражает специфику перестроек эмоциональной регуляции поведения и социального взаимодействия при профессиональной спортивной деятельности. У студентов же взаимосвязь личностных черт регулирует поддержание позитивного настроения, которое доминирует как поисковое у спортсменов-любителей.
Ключевые слова: 
темперамент, психотизм, экстраверсия, нейротизм, социальная конформность, футболисты, студенты
Библиографический список: 

1. Ахметова О. А., Слободская Е. Р. Возрастные изменения личностных черт у подростков: обзор литературы // Культурно-историческая психология. – 2013. – № 4. – С. 36–44.
2. Вяткин Б. А. Роль темперамента в спортивной деятельности. – М.: ФиС, 1978. – 134 с.
3. Гладышев Ю. В. Взаимосвязь между шкалами темперамента и механизмами психологической защиты у студенток НГУЭУ // Сибирский педагогический журнал. – 2016. – № 2. – С. 100–105.
4. Григорян А. В. Мотивация в футболе: взгляд изнутри // Футбол: трибуна тренера. – 2014. – № 1 (20). – С. 10–13.
5. Гржибовский А. М. Корреляционный анализ // Экология человека. – 2008. – № 9. – С. 50–60.
6. Дорофеева И. Н. Связь признаков латеральной организации мозга и темперамента с особенностями саморегуляции // Экспериментальная психология. – 2012. – Т. 5, № 3. – С. 71–85.
7. Елисеева И. И. Эконометрика: учебник. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 576 с.
8. Ильин Е. П. Психология спорта. – СПб.: Питер, 2008. – 352 c.
9. Кретти Б. Дж. Психология в современном спорте. – М.: ФиС, 1978. – 224 с.
10. Лаврова Н. А. Психологические особенности принятия решений: влияние контекста  // Педагогика и психология образования.  – 2011. – С. 99–104.
11. Марущак Н. В., Ениколопов С. Н. Агрессия и мотивация футбольных болельщиков // Материалы международной научно-практической конференции: Коченовские чтения «Психология и право в современной России». – М.: Московский государственный психолого-педагогический университет, 2010. – C. 27–28.
12. Разумникова О. М. Особенности влияния основных личностных черт на показатели интеллекта у мужчин и женщин // Экспериментальная психология. –2013. – Т. 6, № 4. – С. 31–39.
13. Федорова О. В., Фоминова Е. Н., Козак А. А. Изучение типологических особенностей спортсменов разной специализации // Физическое воспитание студентов. – 2010. – № 2. – С. 116–118.
14. Чурина Е. С. Исследование агрессивных реакций и стратегий поведения в педагогическом конфликте у студентов в вузе // Magister Dixit. – 2011. – № 3. – С. 226–231.
15. Ханин Ю. Л. Стресс и тревога в спорте: международный сборник научных статей. – М.: ФиС, 1983. – С. 113–121.
16. Шадриков В. Д. Психология деятельности человека. – М.: Логос, 1996. – 319 с.
17. Barrett P. T., Petrides K. V., Eysenck S. B., Eysenck H. J. The Eysenck Personality Questionnaire: An examination of the factorial similarity of P, E, N, and L across 34 countries // Personality and Individual Differences. – 1998. – № 25 (5). – Р. 805–819.
18. Habibi H., Moghaddam A., Soltani H. Confidence, cognitive and somatic anxiety among elite and non-elite futsal players and its relationship with situational factors // Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports. – 2017. – № 21 (2). – Р. 60–64.
19. Haslam N., Smillie L., Song J. An Introduction to Personality, Individual Differences and Intelligence. – London: SAGE, 2017. – 384 p.
20. Hagemann D., Hewig J., Walter C., Schankin A., Danner D., Naumann E. Positive evidence for Eysenck’s arousal hypothesis: A combined EEG and MRI study with multiple measurement occasions // Personality and Individual Differences. – 2009. – № 47 (7). – Р. 717–721.
21. Liashenko V. N., Tumanova V. N., Hatsko E. V.,Korzh Y. N. Specific features of team kinds of sports sportsmen’s individual characteristics // Physical Education of Students. – 2016. – № 5. – Р. 24–31.
22. Tran X. Football Scores on the Big Five Personality Factors across 50 States in the U.S. // Journal of Sports Medicine & Doping Studies. – 2012. – Vol. 2, № 6. – Р. 1–5.