УДК: 
371.013
Мирзабоев Зикрилло Зиёдуллоевич
Преподаватель кафедры черчения, начертательной геометрии и методики преподавания, Худжандский государственный университет имени академика Б. Гафурова, zikrillo.mirzoboеv@mail.ru, Худжанд

ИЗ ИСТОРИИ МОРАЛЬНОГО И ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В КУЛЬТУРНЫХ ЦЕНТРАХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Аннотация: 
Статья посвящена истории возникновения морально-эстетического воспитания в Центральной Азии и ее культурных ценностей. В статье исследуется роль морально-эстетического воспитания в изобразительном искусстве, анализируются морально-эстетические идеи народов Центральной Азии, основанные на философской точке зрения мыслителей Среднего Востока. Изучив особенности краткой истории морального, философского и эстетического воспитания, можно заключить, что перечисленные учебные предметы тесно взаимосвязаны и считаются неотъемлемой частью морально-эстетического воспитания народов Центральной Азии, которые основаны на философских взглядах мыслителей Среднего Востока. Автор, опираясь на результаты этнопедагогического анализа, историко-искусствоведческую литературу и проведенные специальные исследования, считает, что морально-эстетическое воспитание народа в духе единства и любви к Родине должно начинаться, прежде всего, в семье, в детском саду и школе посредством широкого применения изобразительного искусства.
Ключевые слова: 
культура, изобразительное искусство, мораль, миниатюра, гравюра, лепка, резьба, гончарное ремесло, ювелирное дело, чеканка, вышивка, национальные традиции, философия, эстетика
Библиографический список: 

1. Бойназаров Б. И. Санъати тасвирӣ. Китоби дарсӣ барои синфҳои 5–6. – Душанбе, 2013. – 160 с.
2. Ғафуров Б. Таърихи қадимтарин, қадима ва асри миёна. Китоби якум. – Душанбе: Ирфон, 1998. – 416 с.
3. Исломов О. А., Мирзабоев З. З. Марҳилаҳои тасвир. – Хуљанд: Нури маърифат, 2017. – 116 с.
4. Казиев А. Ю. Художественно-технические материалы и терминология средневековой кнежной живописи, каллиграфии и переплетного искусства. – Баку: Изд-во АН Азербсср, 1966. – 134 с.
5. Кей-Ковус. Косус-Намэ. – М.: Изд-во Ан СССР, 1963. – 276 с.
6. Мастера искусств об искусстве: в 7 т. – Т.; М.: Искусство, 1965. – 378 с.
7. Маҷмуаи маколаҳо “Дар роҳи тарбияи насли солим”. – Хуҷанд: Меъроҷ, 2013. – 176 с.
8. Нодирҷон Солиҷонов. Ҳуввияти миллӣ ва ҳуввияти фарҳангӣ. – Хуҷанд: Ношир, 2010. – 84 с.
9. Полякова Е. И., Рахимова З. И. Миниатюра и литература Востока: Эвалютция образа человека (Алъбом). – Тошкент: Изд-во литературы и искусства, 1987. – 275 c.
10. Ростовцев Н. Н. История методов обучения рисованию: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1982. – 240 с.
11. Солиҷонов Нодирҷон. Арзишҳои фарҳангӣ ва фарҳангиён. – Хуҷанд: Ношир, 2005. – 168 с.
12. Токтош Р. Очерки искусства Средней Азии. – М.: Искусство, 1982. – 327 с.
13. Ҳасанов С., Муллоҷонов С. Таърихи халқи тоҷик. Китоби дарсӣ барои синфӣ 7-ум.  – Душанбе: Маориф, 2017. – 240 с.
14. Эмомали Раҳмон. Тоҷикон дар оинаи таърих. Аз Ориён то Сомониён. Иборат аз чаҳор китоб. – Душанбе: Ирфон, 2009. – 704 с.
15. Stein M. A., Andrews H. Wall-Painting from Ancient Shrines in Central Asia. – London, 1948.
16. Belenitski A. Asie Centrale. – Paris; Geneve, 1968.