УДК: 
УДК 372.881.1
Волканова Елизавета Викторовна
аспирант кафедры методики обучения иностранным языкам, РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург), Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, liza_volkanova@mail.ru, Санкт-Петербург
Комарова Юлия Александровна
Доктор педагогических наук, проректор по международному сотрудничеству, РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, yuliakomarova@mail.ru, Санкт-Петербург

СУТЬ И СТРУКТУРА ИНОЯЗЫЧНОЙ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ

Аннотация: 
Целью статьи является рассмотрение феномена иноязычной этнокультурной компетенции с позиций современной методической науки. В статье изложены предпосылки выделения названной компетенции в качестве самостоятельного сегмента коммуникативной иноязычной компетентности, предлагается дефиниционное содержание термина, обосновываются и описываются компоненты иноязычной этнокультурной компетенции. К таковым отнесены: этнолингвистический, этнолингвострановедческий, этнолингвопсихологический, компенсаторный и рефлексивно-оценочный компоненты. Актуальность. Подготовка молодежи к жизни в поликультурном мире является важной составляющей процесса социализации и выявляет необходимость формирования патриотически настроенного гражданина своей страны, уважающего культуры мира, проявляющего толерантность к этническим особенностям социумов других стран. Методология. Теоретический анализ иноязычной этнокультурной компетенции позволил уточнить содержание термина, обосновать и описать составные компоненты иноязычной этнокультурной компетенции. В качестве диагностических средств авторы использовали интервьюирование и анкетирование учащихся 10-11 классов. В статье представлен анализ полученных данных в процентном соотношении, сопровождаемый аналитическими выводами. Заключение. В завершении статьи подводится итог выполненного исследования, раскрывается практическая значимость формирования иноязычной этнокультурной компетенции в старших классах средней школы.
Ключевые слова: 
иноязычная этнокультурная компетенция, культурно-маркированная компетенция, этнокультурная компетенция, этнопедагогика, этническая культура, этнос.
Библиографический список: 

1. Барышников Н. В., Богдан Н. А. Социобикультурная иноязычная компетенция школьника: монография. – М.: Вузовский учебник, 2015. – 222 с.
2. Барышников Н. Д. Язык и культура в лингводидактическом контексте // Язык и культура: сборник статей XXVIII Международной научной конференции / отв. ред. С. К. Гураль. – Томск: Изд-во Том. гос. ун-та, 2018. – С. 3–11.
3. Ергазина А. А. Проблема этностереотипов в процессе формирования опыта интеркультурной деятельности студента [Электронный ресурс] // Педагогическое мастерство: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). – М.: Буки-Веди, 2015. – С. 8–11. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/151/8184/(дата обращения: 12.02.2019).
4. Иманов А. К. Мудрые заповеди этнопедагогики: методическое пособие. – Петропавловск: СКГУ им. М. Козыбаева, 2015. – 109 с.
5. Подгорбунских А. А. История становления понятия «лингвокультурная компетентность» [Электронный ресурс] // Вестник Шадринского государственного педагогического института. – 2013. – № 1 (17). – С. 1–7. – URL: http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2013/2013-1-9.pdf (дата обращения: 12.02.2019).
6. Психология общения. Энциклопедичес-кий словарь / под общ. ред. А. А. Бодалева. – М.: Когито-Центр, 2011. – 2280 с.
7. Сафонова В. В. Социокультурный подход к коммуникативному образованию средствами со-изучаемых языков // Замежныя мовы. – 2016. – № 4 (62). – С. 3–15.
8. Тарева Е. Г. Устная межкультурная коммуникация: проблемы трудностей понимания // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. – 2018. – № 1. – С. 71–82.
9. ФГОС среднего общего образования (10–11 класс) [Электронный ресурс]: Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 №413 // Федеральные государственные образовательные стандарты. – 45 с. – URL: https://fgos.ru/LMS/wm/wm_fgos.php?id=sred (дата обращения: 12.02.2019).
10. Шаповалов В. А. Высшее образование в поликультурном обществе. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2006. – 30 с.
11. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология: учебник для вузов. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2009. – 368 с.
12. Byram M. Teaching and Assessing Intercultural Communicative Competence. – Clevedon: Multilingual Matters, 1997. – 124 p.