УДК: 
370.179+372
Зверев Владимир Александрович
Доктор исторических наук, главный научный сотрудник сектора историко-демографических исследований, Институт истории СО РАН; профессор кафедры отечественной истории, Новосибирский государственный педагогический университет, sosna232@yandex.ru, Новосибирск
Зверева Капитолина Емельяновна
Кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории, Новосибирский государственный педагогический университет, zvereva.kap@yandex.ru, Новосибирск

«ПОЧИН ДЕЛО КРАСИТ». ДВЕ МОДЕЛИ ПЕРВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ИСТОРИИ В ШКОЛЕ ИЛИ УНИВЕРСИТЕТЕ

Аннотация: 
Цель настоящей статьи – изложение авторских подходов и практических решений при организации исследовательской деятельности старшеклассников и студентов бакалавриата в варианте создания ими под руководством педагогов собственных текстов различного формата (жанра) по тематике региональной и локальной истории. Методологической основой статьи является системно-деятельностный подход в педагогике, предусматривающий формирование и развитие личности ученика при включении его в процесс собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Используются также методологические наработки современной исторической науки: «новой» локальной истории, устной истории, memory studies. Предлагаемые модели организации исследовательской деятельности обучающихся предусматривают запись и презентацию ими воспоминаний пожилых людей «о жизни в старое время» и / или характеристику конкретных мест памяти локальных человеческих сообществ. Подготовительный этап работы в школе предусматривает организацию элективного курса по региональной и локальной истории. Основной этап осуществляется во внеурочное время в рамках работы краеведческого кружка или клуба, иногда и в индивидуальном порядке. В вузе оба этапа организуются в рамках образовательных курсов теоретико-методологической и регионально-исторической направленности. Заключительный этап включает презентацию результатов работы в устных выступлениях и публикацию наиболее интересных текстов. В заключении статьи характеризуются результаты работы, под которыми понимается удовлетворительная степень овладения обучающимися основными процедурами работы историка и приобретение ими опыта ценностно-смысловой деятельности, оказывающей позитивное влияние на формирование мировоззренческих установок личности.
Ключевые слова: 
исследовательская деятельность школьников, научно-исследовательская деятельность студентов, устная история, сибирская мемуаристика, места памяти
Библиографический список: 

1. Басик Н. Ю. Исследовательская и проектная деятельность в обществознании (10–11 классы) // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2015. – № 1. – С. 32–38.
2. Белозерская О. Е., Неволина А. В., Каминский С. А. и др. Региональное образовательное пространство ХХ в. в воспоминаниях сибиряков (находки и записи студентов-историков) // Образование в истории, история в образовании: материалы Всерос. (с междунар. участием) науч.-практ. конф. «Интеграция исторического и образовательного пространства». – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2011. – С. 326–391.
3. Власенко Т. П., Клименко Л. Г., Кравченко Д. В. и др. Образы военной и послевоенной Сибири в мемуарах ветеранов (новые записи студентов-историков) // Образы России и ее регионов в историческом и образовательном пространстве: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. – Новосибирск: НГПУ, 2010. – С. 324–357.
4. Громова О. А. Карганская средняя школа как место памяти [Электронный ресурс] // Библиотека сибирского краеведения. – URL: http://bsk.nios.ru/content/karganskaya-srednyaya-shkola-kak-mesto-pamyati (дата обращения: 10.01.2019).
5. Зверев В. А. «Сперва аз да буки, а потоми науки»: о школьных музеях и научно-исследовательской работе старшеклассников по истории // Сибирскiй трактъ: книга для школьников об истории Сибири. – Новосибирск: Сиб. горница, 2008. – С. 6–16.
6. Зверева К. Е., Хлытина О. М., Бехтенова Е. Ф. Историко-краеведческие исследовательские проекты школьников: 30-летний опыт Научного общества учащихся «Сибирь» // Исследовательская работа школьников. – 2014. – № 4. – С. 7–23.
7. Красильникова Е. И. Помнить нельзя забыть? Памятные места и коммеморативные практики в городах Западной Сибири (конец 1919 – середина 1941 г.). – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2015. – 572 с.
8. Лейбова Е. К., Хлытина О. М. Устные исторические источники на школьных уроках истории. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2011. – 134 с.
9. Леонтович А. В., Саввичев А. С. Исследовательская и проектная работа школьников, 5–11 классы. – М.: Ваkо, 2014. – 160 с.
10. Мусихина Е. С. Учебно-исследовательская деятельность старшеклассников в обучении истории как условие реализации ФГОС // Преподавание истории в школе. – 2014. – № 5. – С. 54–58.
11. Нора П., Озуф М., де Пюимеж Ж., Винок М. Проблематика мест памяти // Франция-память. – СПб.: Изд. дом С.-Петерб. ун-та, 1999. – С. 17–50.
12. Симонова М. Е. Место памяти – святой колодец Половинка [Электронный ресурс] // Образование и православие. – URL: http://www.orthedu.ru/kraeved/14408-mesto-pamyati-svyatoy-kolodec-polovi... (дата обращения: 10.01.2019).
13. Соколова М. В. Теория и методология истории: историческая память: учеб. пособие для акад. бакалавриата. – М.: Юрайт, 2018. – 113 с.
14. Соколова М. В. Устная история: теоретические и педагогические основания: учеб. пособие для акад. бакалавриата. – М.: Юрайт, 2017. – 124 с.
15. Теория и методология истории: учебник и практикум для акад. бакалавриата / под ред. А. И. Филюшкина. – М.: Юрайт, 2017. – 323 с.
16. Тур В. А. «Закон нам суровый стоял»: воспоминания М. А. Кочетковой (Устиновой) о тя-желой, но хорошей жизни [Электронный ресурс] // Библиотека сибирского краеведения. – URL: http://bsk.nios.ru/content/zakon-nam-surovyy-stoyal-vospominaniya-m-koch... (дата обращения: 10.01.2019).
17. Федеральный государственный образо-вательный стандарт среднего общего образования (10–11 кл.) [Электронный ресурс] // ФГОС. – URL: https://fgos.ru/#001d1b20ca6240844 (дата обращения: 05.01.2019).
18. Федеральный государственный образо-вательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования «Бакалавриат». Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование [Электронный ресурс] // ФГОС. – URL: https://fgos.ru/#20718f54f80778141 (дата обращения: 05.01.2019).
19. Хлытина О. М. Методологические проблемы организации исследовательской деятельности школьников в области истории и пути их решения // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2012. – № 7. – С. 24–31.
20. Чиж Г. Д. Исследовательская работа школьников по истории: несколько простых правил // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2012. – № 6. – С. 53–55.
21. Шарманова Т. В. Научно-исследовательская деятельность по истории как способ формирования ключевых компетенций в соответствии с ФГОС // Преподавание истории в школе. – 2016. – № 1. – С. 41–48.
22. Щеглова Т. К. Устная история: учеб. пособие. – Барнаул: АлтГПА, 2011. – 364 с.
23. Halbwachs M. La mémoire collective et le temps // Cahiers internationaux de sociologie. – 1996. – Vol. 101. – P. 45–65.