УДК: 
372.016:94(47)+372.016:908+371
Бехтенова Елена Федоровна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры истории России и всеобщей истории, Новосибирский государственный педагогический университет, bekhtenova@mail.ru, Новосибирск

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ, МЕТАПРЕДМЕТНЫХ И ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация: 
В статье актуализирована важность организации проектной деятельности школьников на уроках истории согласно ФГОС. Постановка проблемы заключается в важности организации проектной деятельности, использования регионоведческого материала на уроках истории и отсутствии нормативной базы использования краеведческого материала в школе. Автор обосновывает важность использования регионального и краеведческого материала на уроках истории в формировании личностных, метапредметных и предметных результатов обучения школьников. Цель статьи: описать и выявить структурные компоненты технологии проектной деятельности как основу достижения предметных, метапредметных и личностных результатов школьников и продемонстрировать это на примере реализации проекта. Представлены теоретические положения организации проектной деятельности на уроках истории представлены системно-деятельностным подходом в обучении. Обоснована необходимость комплексной содержательной основы при реализации проектов (история Сибири, история России, всеобщая история). Охарактеризованы компоненты и этапы проектной деятельности. В практической части предложен методический вариант исследовательского проекта для школьников «Путешествие в прошлое: по старым улочкам Новониколаевска» на основе использования экспонатов краеведческого музея города Новосибирска. В заключении статьи делается вывод о важности технологии проектной деятельности на уроках истории с использованием краеведческого материала, что обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучающимися.
Ключевые слова: 
технология проектной деятельности, региональная история, краеведческий материал, личностные, метапредметные, предметные результаты
Библиографический список: 

1. Бехтенова Е. Ф., Зверева К. Е., Хлытина О. М. Проектная деятельность школьников на уроках региональной истории: методическое пособие. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2004. – 52 с.
2. Белобородов Н. В. Социальные творческие проекты в школе: практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2006. – 168 с.
3. Иванова С. В. Проектная деятельность в образовании и работе с молодежью // Сборник материалов Всероссийского конкурса молодежных авторских проектов и проектов в сфере образования, направленных на социально-экономическое развитие российских территорий «Моя страна – Моя Россия» 2015 г. – М., 2015. – С. 41–43.
4. Инновационный учебно-методический комплекс «История»: учебное пособие для общеобразовательных учреждений РФ. Модуль 5.1: История Сибири: история России через историю регионов / отв. ред. В. А. Зверев, О. М. Хлытина. – М.: Интеграция: Образование и Наука, 2015. – 218 с.
5. История Новосибирской области (История России через историю регионов): учебное пособие / науч. ред. В. И. Молодин. – М.: Интеграция: Образование и Наука, 2017. – 382 с.
6. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в общеобразовательном учреждении: пособие для учителей и студентов пед. вузов. – М., 2003. – 112 с.
7. Воронцов А. Б., Заславский В. М., Егоркина С. В. и др. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / под ред. А. Б Воронцова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с.
8. Стрелова О. Ю. Разработка регионального компонента общего образования в условиях ФГОС: концепция развития региональной информационно-образовательной среды // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2018. – № 8. – С. 28–35.
9. Тагиров Ф. Р. Проектная деятельность как основа формирования коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся основной школы // Филологическое образование в период детства. – 2016. – № 23. – С. 164–167.
10. Федеральный государственный образо-вательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с.
11. Татарченкова С. С., Телешов С. В. Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность: учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2008. – 160 с.
12. Larmer J. It’s a project-based world // Educational Leadership. – 2016. – Vol. 73, № 6. – P. 66–70.