УДК: 
37 (571)+378 (571)
Горьковская Зинаида Петровна
Кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории, Новосибирский государственный педагогический университет, zinagor@mail.ru, Новосибирск
Максимова Наталия Викторовна
Доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры гуманитарного образования, Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, maksimova1@mail.ru, Новосибирск
Троицкий Юрий Львович
Кандидат исторических наук, доцент, профессор кафедры теории и истории гуманитарного знания, Российский государственный гуманитарный университет, troitski@gmail.com, Москва

КАФЕДРА И ШКОЛА: ИННОВАЦИИ КАФЕДРЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ НГПУ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ «ШКОЛЫ ПОНИМАНИЯ»

Аннотация: 
Проблема и цель. Процесс взаимодействия кафедры и школы может давать плодотворные педагогические новации, становящиеся традициями. Какие условия и компоненты образовательной среды могут обеспечивать возможность инновационной деятельности? Каковы субъектные и содержательные составляющие коммуникативного пространства, обусловливающие устойчивую эффективность становления образовательной инноватики? Эти и другие вопросы составляют проблематику статьи. Ее цель состоит в исследовании процессов образовательной развивающей среды, обеспечивающей порождение, поддержку и устойчивое развитие новаций в образовании. Методология. Теоретическими основаниями исследования выступили представления о событийной образовательной среде, философских основаниях диалога (М. Бубер, М. Бахтин, В. Библер). Идея и технологические решения эксперимента, получившие затем название «Школа понимания», были предложены Ю. Л. Троицким, который начал преподавать историю в базовой институтской школе. Важную роль сыграли результаты педагогического эксперимента по внедрению идей «Школы понимания» в вузе и школе, а также локальные социолингвистические эксперименты. В ходе проектирования модели взаимодействия «кафедра – школа» выработаны основные понятия для его описания, выделены положения для анализа образовательной инновационной среды. В заключении делается вывод о том, что научная новизна и теоретическая значимость статьи заключаются в разработке и обосновании охарактеризованных новаций кафедры отечественной истории как содержательного пространства, которое было включено в контекст развития инновационных идей «Школы понимания». Общим для вузовского и школьного путей выработки новых образовательных продуктов стали выработка представлений о коммуникативном событии в образовании; средовый подход; формирование коммуникативной личности школьника и педагога; реорганизация предметного контента и другие положения. Становление педагогического языка, касающегося новых явлений, понятий, положений, описывающих живые процессы коммуникативно-деятельностной природы, обогатило педагогический язык вузовского и школьного образования в целом. Практическая значимость статьи состоит в описании методических аспектов педагогических инноваций в области гуманитарного образования. Статья может быть полезна исследователям, методистам, педагогам, работающим над решением идентичных проблем.
Ключевые слова: 
коммуникативное событие в образовании, культура предметного мышления, инновационные процессы, средовый подход, коммуникативное пространство
Библиографический список: 

1. «Верить, любить беззаветно…»: юбилейный сборник к 85-летию Екатерины Ивановны Соловьевой. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2009. – 118 с.
2. Горьковская З. П., Катионов О. Н. Екатерина Ивановна Соловьёва: основатель научной исторической школы НГПИ-НГПУ // Сибирский педагогический журнал. – 2014. – № 4. – С. 194–201.
3. Горьковская З. П., Троицкий Ю. Л. «Вече» истфака: в поисках иной дороги // Между прошлым и будущим: вопросы истории и исторического образования: сб. науч. и публицист. тр. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2000. – С. 178–184.
4. Коммуникативная педагогика: от школы знания к школе понимания: сб. научно-методич. статей / отв. ред. Ю. Л. Троицкий. – Новосибирск: НИПКиПРО, 2004. – 180 с.
5. Максимова Н. В. Понимание в диалоге: текстовые модели ментатива. – Новосибирск: НИПКиПРО, 2012. – 200 с.
6. Максимова Н. В. Стратегии взаимодействия: социокультурные приоритеты // Социокультурные проблемы современной молодежи: материалы Международной научно-практич. конф. – Часть 2. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2006. – С. 48–52.
7. Образовательные системы современной России: справочник / сост. Ю. Л. Троицкий. – М.: РГГУ, 2010. – 489 с.
8. Погружение в ситуацию как способ понимания (кейс-метод в образовании): коллективное уч.-методич. пособие из серии «Школа понимания» / под ред. Н. В. Максимовой. – Новосибирск: НИПКиПРО, 2017. – 104 с.
9. Позиция в диалоге: стратегии устного и письменного общения: коллективное уч.-методич. пособие из серии «Школа понимания» / под ред. Н. В. Максимовой. – Новосибирск: Гарамонд, 2018. – 128 с.
10. Понять автора: учимся смысловому чтению: коллективное уч.-методич. пособие из серии «Школа понимания» / под ред. Н. В. Максимовой. – Новосибирск: НИПКиПРО, 2015. – 198 с.
11. Понять собеседника: коммуникативные ситуации на уроках словесности: коллективное уч.-методич. пособие из серии «Школа понимания» / под ред. Н. В. Максимовой. – Новосибирск: Гарамонд, 2018. – 120 с.
12. Троицкий Ю. Л. Историческое событие: стратегии понимания и способы репрезентации // Литература Урала: история и современность. Вып. 7. – Екатеринбург, 2013. – Т. 1. – С. 30–35.
13. Троицкий Ю. Л. Эгоистория как инновационная технология исторического образования // The Teaching of History in Contemporary Russia. – Tel Aviv, 1999. – P. 71–93.
14. Тюпа В. И. Модусы сознания и школа коммуникативной дидактики // Дискурс. – 1996. – № 1. – С. 17–22.
15. Тюпа В. И. Фрейм-анализ повседневной ментальности // Базовые ценности россиян. – М.: Дом интеллектуальной книги, 2003. – С. 300–312.
16. Тюпа В. И., Троицкий Ю. Л. Основы коммуникативной дидактики // Коммуникативная педагогика: от «школы знания» к «школе понимания»: материалы научно-практической конференции / отв. ред. Ю. Л. Троицкий. – Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2004. – С. 7–19.