УДК: 
378+316.7
Лаврентьева Зоя Ивановна
Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии Института истории, гуманитарного и социального образования., федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Новосибирский государственный педагогический университет", lzi53@mail.ru, Новосибирск

КОМПЛЕКСНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МАГИСТРАНТОВ КАК СПОСОБ АНАЛИЗА МНОГОМЕРНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ДЕТСТВА

Аннотация: 
Автор статьи, решая задачу обоснования теоретических основ и практики организации научных исследований социальных проблем современного детства с помощью комплексных тем магистерских диссертаций, формулирует следующие требования к организации исследования: наличие научной школы; выработка методологий, способных охватить широкий круг проблем; полинаучность; признание общих теоретических концепций; интеллектуализация опытно-экспериментальной работы. Анализ практики комплексных исследований магистрантов в контексте научной школы изучения проблем сиротства привел к выводам о том, что в настоящее время происходят существенные перемены в характеристике социально-педагогических проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В связи с переходом от воспитания детей в детских домах к воспитанию в семьях обнаруживается тенденция снижения поведенческих проблем и проблем социализации, но происходит повышение проблем личностного социального плана (семейной идентичности; взаимоотношения с кровными семьями; иерархии ценностных ориентаций, связанных с семейными отношениями, планированием собственного будущего). Эта тенденция обнаруживается и у детей, возвращенных из замещающих семей.
Ключевые слова: 
дети-сироты, социально-педагогические проблемы детства, научные исследования, комплексные научные программы, магистратура
Библиографический список: 

1. Краснояров К. П. Методологические принципы комплексных научных исследований и их роль в интеграции науки: автореф. дис. … канд. филос. наук. – М., 1984. – 24 с.
2. Лаврентьева З. И. Педагогическая поддержка мотивации подростков из замещающих семей к межличностному общению // Problems of interpersonal relations in conditions of modern requirements to quality of education and the level of professional skills of experts Peer-reviewed materials digest (collective monograph). – London: IASHE, 2017. С. 43–45.
3. Лаврентьева З. И., Леонова Е. Е. Закрепление социального опыта, полученного в замещающей семье, как условие педагогического содействия подросткам в ситуации возврата // Вестник педагогических инноваций. – 2018. – № 3 (51). – С. 58–65.
4. Леонова Е. Е. Социально-педагогические проблемы возврата детей из замещающих семей // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. – 2017. – Т. 6, Вып. 3. – С. 283–287.
5. Майорова-Щеглова С. Н., Колосова Е. А. Дети и детство как объекты социологических исследований // Социологические исследования. – 2018. – № 3. – С. 62–69.
6. Попкова Т. Д. Феномены мира детства. Философско-мировоззренческое осмысление бытия ребенка. Saarbrücken: LAP LAMBERT, 2012. – 317 с.
7. Расчетина С. А., Лаврентьева З. И. Теоретические предпосылки исследования социальных проблем детства и способов их решения в процессе профессионального социально-педагогического образования // Современное детство: психолого-педагогическая поддержка семьи и развитие образования: сборник материалов I Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 16–18 апреля 2018 г. – М.: Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО, 2018. – Т. 1. – С. 139–147.
8. Яковлев А. И. Полинаучная парадигма сознания // Социально-гуманитарные знания. – 2013. – № 5. – С. 267–281.
9. Alanen L. Childhood as generational condition. Towards a relational theory of childhood // Childhood. Critical conception sociology / ed. Ch. Jenks. – 2005. – Vol. 1.
10. Children in Historical and Comparative Perspective. An international handbook and research guide / ed. J. M. Hawes, N. R. Hiner. – N. Y.; Westport; Connecticut; London, 1991. – P. 471.
11. Fiickel S., Gross N. A. General Theory of Scientific/Intellectual Movements // American Sociological Review. – 2005. – № 70. – P. 204–232.
12. Ungermann S. Kindheit und Schulzeit von 1750–1850: eine vergleichende Analyse anhand ausgewaehalter Autobiographien von Bauern, Buergern und Aristokraten. Frankfurt; M.; N. Y., 1997. – 412 p.