Киселев Николай Николаевич
Кандидат социологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии института истории, гуманитарного и социального образования, проректор по воспитательной работе, Новосибирский государственный педагогический университет, nikolai_kiselev@mail.ru, Новосибирск
Киселева Елена Васильевна
Доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики и психологии Института истории, гуманитарного и социального образования, Новосибирский государственный педагогический университет, elena_mig@mail.ru, Новосибирск
АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ: АНАЛИЗ ЗАТРУДНЕНИЙ, ПОИСК РЕСУРСОВ*
Аннотация:
В статье анализируются подходы к проблеме адаптации студентов к образовательной среде вуза, рассматриваются сложные характеристики этой ситуации. Представлены результаты исследования ведущего затруднения процесса адаптации студентов первого курса к условиям вуза. Анализируется содержание дезадаптации студентов первого курса в вузе. Как ресурс адаптации студентов рассмотрена одна из эффективных технологий снижения дезадаптации студента первого курса в вузе – технологии адаптационного сбора. Рассмотрены факторы дезадаптации первокурсников в вузе. Проанализированы механизмы эффективной адаптации студентов. Исследование возможностей и ресурсов адаптации студентов первого курса в высшем учебном заведении опирается на методологию системного подхода, а именно на педагогическую интерпретацию системного подхода, а также на идеи социализации, адаптационного подхода.
Результаты исследования показывают ресурсные возможности адаптационных программ вуза для первокурсников на базе системной внеучебной деятельности. Определены условия, способствующие снижению дезадаптации студентов: развивающая, адаптивная среда; целенаправленная деятельность по преодолению социальных и личностных страхов у студентов; расширение спектра позитивных социальных ролей; эффективные личностные взаимоотношения; благоприятный психологический климат; возможности для формирования новой личностной стратегии взаимодействия с окружающим миром; расширенный спектр деятельности. Одной из ключевых эффективных технологий адаптации первокурсников может выступать адаптационный сбор.
Ключевые слова:
адаптация студентов, вуз, затруднения, дезадаптация, адаптационные программы, сбор
Библиографический список:
1. Беспалько В. П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. – М.: Высш. шк., 1989. – 141 с.
2. Киселев Н. Н. Гуманитарные технологии в учебно-воспитательном процессе института истории, гуманитарного и социального образования НГПУ, как средство снижения дезадаптации студентов // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – № 1. – С. 190–196.
3. Конаржевский Ю. А. Системный подход к анализу воспитательного мероприятия: учеб. пособие по спецкурсу. – Челябинск: ЧГПИ, 1980. – 93 с.
4. Мудрик А. В. Социализация человека. – М.: Академия, 2004. – 304 с.
5. Новикова Л. И. Педагогика воспитания: избранные педагогические труды / под ред. Н. Л. Селивановой, А. В. Мудрика; сост. Е. И. Соколова. – М.: ПЕР СЭ, 2010. – 336 с.
6. Ромм М. В., Ромм Т. А. Социализация и профессиональное воспитание в высшей школе // Высшее образование в России. – 2010. – № 12. – С. 104–113.
7. Селиванова Н. Л. Создание педагогических условий реализации перспективных моделей воспитания школьников и студентов // Сибирский педагогический журнал. – 2015. –№ 6. – С. 11–16.
8. Селиванова Н. Л., Баранова Н. А., Баранов А. Е., Шакурова М. В. Воспитательное пространство вуза в личностном и профессиональном становлении студента: монография. – М.: ФГБНУ ИСРО РАО, 2017. – 192 с.
9. Семаго М. М. Рабочий журнал психолога образования. – М.: Сфера, 2004. – 192 с.