УДК: 
371
Пивченко Владимир Петрович
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии гуманитарного и социального образования, Новосибирский государственный педагогический университет, vladimirpivchenko@yandex.ru, Новосибирск

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПЕДАГОГИКА А. С. МАКАРЕНКО В ВОСПОМИНАНИЯХ ЕГО ВОСПИТАННИКОВ

Аннотация: 
Статья посвящена анализу педагогического опыта самого известного отечественного педагога XX в. – А. С. Макаренко. Его наследие до сих пор вызывает самые оживленные дискуссии как в среде специалистов, так и с участием заинтересованных участников; и в том, и в другом случае высказываются нередко противоположные точки зрения, хотя А. С. Макаренко и сам подробно описал свою педагогическую деятельность, издано и издается посвященное этому вопросу большое количество публикаций в России и за рубежом. На наш взгляд, еще не в достаточной степени вовлечены в научный оборот мемуарные материалы, в частности, воспоминания воспитанников Макаренко разных лет. Анализ этих материалов помогает дать ответ на один из главных дискуссионных вопросов: была ли педагогика Макаренко исключительно коллективистской или предполагала, наряду с коллективистским подходом, личностно-ориентированный; в какой степени сам Макаренко прибегал к нему и как это сказывалось на воспитательных результатах в каждом конкретном случае. Это и стало целью данной работы. В качестве основного историко-педагогического источника были привлечены тексты самого А. С. Макаренко и, главным образом, все доступные воспоминания макаренковцев. Изучение этих материалов позволило прийти к однозначным выводам: Макаренко, во-первых, смог органично сочетать воспитательное влияние коллектива на личность каждого, в то же время самым тщательным образом отслеживать и при необходимости тактично направлять каждого воспитанника в самых разнообразных жизненных ситуациях. В выводах констатируется, что личностно-ориентированный подход, столь актуальный в наше время, в опыте Макаренко был обязательным и органичным; этот подход всегда был педагогически оправданным. Макаренко в полной мере реализовал его в своей практике, добившись самых высоких доказанных педагогических результатов.
Ключевые слова: 
личностно-ориентированный подход, педагогика А. С. Макаренко, макаренковцы, воспитательные результаты
Библиографический список: 

1. Азаров Ю. П. Не подняться тебе, старик. – М.: Молодая гвардия, 1989. – 302 с.
2. Воспоминания о Макаренко: сборник материалов / сост. Н. А. Лялин и Н. А. Морозов; коммент. Н. А. Морозовой. – Л.: Лениздат,1960. – 436 с.
3. Гриценко Л. И. Личностно-социальная концепция А. С. Макаренко в современной педагогике (сравнительный анализ отечественного и зарубежного макаренковедения): дис. … д-ра пед. наук. – Тюмень, 1998. – 372 с.
4. Гриценко Л. И. Развитие воспитанников А. С. Макаренко в контексте гуманитарного подхода // Педагогика. – 2016. – № 2. – С. 98–104.
5. Джуринский А. Н. Практики социального и гражданского воспитания в общеобразовательной школе России // Сибирский педагогический журнал. – 2018. – № 3. – С. 15–19.
6. Калабалин С. А. Самая важная специальность // Макаренко А. С. Марш тридцатого года. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1988. – 287 с.
7. Калабалин С. А. Как нас воспитывал А. С. Макаренко [Электронный ресурс] // Удивительный человечище. Воспоминания об А. С. Макаренко. – URL: http://www.makarenko.edu.ru/vospomin.htm (дата обращения: 05.01.2019).
8. Коломийцев В. Незабываемое… [Электронный ресурс] // Удивительный человечище. Воспоминания об А. С. Макаренко. – URL: http://www.makarenko.edu.ru/vospomin.htm (дата обращения: 05.01.2019).
9. Конисевич Л. В. Большая семья [Электронный ресурс] // Библиотечка журнала «Пограничник». – 1980. – № 4(88). – 94 с. – URL: http://www.makarenko.edu.ru/vospomin.htm (дата обращения: 05.01.2019).
10. Макаренко А. С. Марш тридцатого года. – 2–е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1988. – 287 с.
11. Макаренко А. С. О воспитании. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Политиздат, 1990. – 415 с.
12. Меттини Э. Концептуальные основы философских взглядов А. С. Макаренко на воспитание личности // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2018. – Т. 1, № 3(50). – C. 32–41.
13. Пивченко В. П. Организация детского летнего отдыха в педагогическом опыте А. С. Макаренко // Воспитательная деятельность детского оздоровительного лагеря: история и современность: сборник научных статей. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2008. – 204 с.
14. Пивченко В. П. Педагогический коллектив в воспитательной системе А. С. Макаренко: исторический контекст и современный взгляд // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – № 1. – С. 200–205.
15. Фролов А. А. Идеи свободы и целесообразности в методологии педагогики А. С. Макаренко // Педагогика. – 2013. – № 2. – С. 87–96.
16. Чубаров Л. А. Макаренковцы. – М.: Харвест, 1994. – 487 с.
17. Чудная Н. Верный эталон [Электронный ресурс] // Удивительный человечище. Воспоминания об А. С. Макаренко. – URL: http://www.makarenko.edu.ru/vospomin.htm (дата обращения: 05.01.2019).
18. Шапошников В. Путевка в жизнь [Электронный ресурс] // Удивительный человечище. Воспоминания об А. С. Макаренко. – URL: http://www.makarenko.edu.ru/vospomin.htm (дата обращения: 05.01.2019).
19. Явлинский А. Учитель и друг [Электронный ресурс] // Удивительный человечище. Воспоминания об А. С. Макаренко. – URL: http://www.makarenko.edu.ru/vospomin.htm (дата обращения: 05.01.2019).