УДК: 
378.1
Маркеев Александр Иванович
Кандидат юридических наук, доцент кафедры Конституционного и муниципального права, СИУ-филиал РАНХиГС, markeev@siu.ranepa.yandex,ru, Новосибирск
Цукерблат Дмитрий Миронович
Кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник, ГПНТБ СО РАН, kki@spsl.nsc.ru, , Новосибирск

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

Аннотация: 
В статье рассматриваются педагогические подходы модернизации образовательной системы подготовки кадров. Статья посвящена изложению различных аспектов реализации компетентностного подхода в системе высшего образования в условиях рыночной экономики. Рассмотрены сущность и особенности оптимизации компетентностного подхода в вузе. Цель статьи – проанализировать педагогический инструментарий формирования компетенций будущего специалиста в условиях нестабильности рынка труда, обсудить практическую сторону совершенствования образовательной деятельности. На основе методов анализа, систематизации, исследования феноменов, рассуждения рассмотрены пути поиска создания адекватной вызовам времени научно-образовательной системы страны. Представлен общий подход к новым моделям деятельности российских вузов. Определены основные преимущества, инструменты и формы реализации образовательных программ в системе высшего образования в России, а также были выявлены наиболее перспективные формы подготовки будущего специалиста при подготовке в вузе в условиях требований современного рынка. В заключении выдвинуто предположение о том, что ключевым условием приобретения необходимых компетенций будущих специалистов является эффективное взаимодействие образования, общества, бизнеса и рынка труда. Активная работа по использованию педагогического инструментария совершенствования компетенций будущего специалиста должна позволить обеспечить качественное устойчивое функционирование университета как интеллектуально-публичного лидера, определяющего основные направления устойчивого развития экономики в пространстве региона.
Ключевые слова: 
подготовка кадров, рынок труда, научно-образовательная система, реформирование, предпринимательский университет, доступность информации, сетевая коммуникация, педагогический инструментарий
Библиографический список: 

1. Агентство стратегических инициатив [Электронный ресурс]. – URL: http://www.skolkovo.ru/public/media/documents/research/sedec/SKOLKOVO_SE... (дата обращения: 28.04.2019).
2. Алдошина М. И. Непрерывность как условие формирования предпринимательских компетенций в университетском образовании // Инновации в образовании. – 2018. – № 9. – С. 5–16.
3. В ТГУ выявили, какие группы «Вконтакте» нравятся одаренным школьникам [Электронный ресурс]. – URL: http://www.tsu.ru/news/v-tgu-vyyavili-kakie-gruppy-vkontakte-nravyatsya-... (дата обращения: 28.04.2019).
4. Ильясов Д. Ф., Скрипова Н. Е., Девято-ва И. Е. Формирование профессиональной субъектности педагога в системе корпоративного обучения образовательной организации // Сибирский педагогический журнал. – 2018. – № 4. – С. 51–58.
5. Как живет старейшая физико-математическая школа-интернат России. И почему приходится бороться за деньги и программу [Электронный ресурс]. – URL: https://mel.fm/shkoly-rossii/9361842-sunc_novosibirsk (дата обращения: 28.04.2019).
6. Калугина Ю. Н., Зуйкова М. А. Готовность к профессиональному самообразованию студентов вуза // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2013. – № 3. – С. 111–114.
7. Лабзина П. Г., Москвина А. В. Развитие креативных способностей студентов в информационно-исследовательской среде вуза // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2017. – Т. 9, № 1. – С. 60–71.
8. Министерство науки и высшего образования РФ [Электронный ресурс]. – URL: https://minobrnauki.gov.ru/ (дата обращения: 28.04.2019).
9. Новосибирская область в цифрах 2017: статистический ежегодник // Территориальный орган ФСГС по Новосибирской области. – Новосибирск, 2018. – 134 с.
10. Полицинская Е. В., Куровский В. Н. Современные образовательные технологии формирования конкурентноспособного выпускника вуза // Вестник педагогических инноваций. – 2018. – № 3. – С. 21–28.
11. Цифровая экономика Российской Федерации программа: распор. Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р. // Собр. законодательства РФ. – 2017. – № 32. – Ст. 538.
12. Эксперты «Сколково» [Электронный ресурс]. – URL: http://sk.ru/net/participants/p/index.aspx (дата обращения: 28.04.2019).
13. The Global Innovation Index 2016: Winn-ing with global innovation / eds. S. Dutta, B. Lanvin, S. Wunsch­Vincent. – Ithaca; Fontainebleau; Geneva: Cornell University: INSEAD: WIPO, 2016.
14. Lane J. E. Higher education system 3.0: Adding value to states and institutions // In: Higher education system 3.0: Harnessing systemness, delivering performance / eds. J. E. Lane, D. B. Johnstone. Albany; N.Y.: SUNY Press, 2013. – P. 3–26.