УДК: 
37.01
Мудрик Анатолий Викторович
Доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет, amudrik@yandex.ru, Москва
Патутина Наталия Анатольевна
Доктор педагогических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления и правоведения института права и управления, Московский городской педагогический университет, patutinaw@eandex.ru, Москва

Детерминанты позитивных и негативных потенций составляющих процесса социализации

Аннотация: 
Цель статьи – выявление, общая систематизация и краткая характеристика детерминант позитивных и негативных потенций стихийной, относительно направляемой и относительно социально контролируемой социализации. Актуальность заявленного исследования определяется слабой изученностью совокупности детерминант в условиях трансформации социума, а также механизмов трансляции их влияния на социализацию. Это сдерживает развитие социально-психологических знаний о социализации и ограничивает возможности их применения в социальной практике. Анализ теоретической проработанности проблемы показал, что монодисциплинарные и междисциплинарные исследования дают многостороннюю характеристику социализации, но не рассматривают ее составляющие как самостоятельные предметы изучения. В том числе и по этой причине не изучались детерминанты позитивных и негативных потенций стихийной, относительно направляемой и относительно социально контролируемой социализации. В исследовании выявлены и систематизированы детерминанты позитивных и негативных потенций составляющих процесса социализации. В отношении стихийной социализации выделяется: социально-культурное состояние общества, ментальность этноса, тренд государственной политики в социально-культурной сфере, которые влияют на характер потенций через традиционный, стилизованный и кибермеханизмы социализации. В отношении относительно направляемой социализации выделяется: разработанность государственной политики в социальной сфере и эффективность его реализации, технологическое развитие и интерпретация, развитость и контент электронных средств массовой информации, которые влияют на характер потенций через институциональный механизм. В отношении относительно социально контролируемой социализации (воспитания) выделяется: характеристики личностных ресурсов воспитателей и воспитуемых, имплицитные «теории» личности и воспитания, исторически сложившиеся традиции и социально-психологический климат поселений, государственная политика в сфере воспитания и эффективность ее реализации. Эти детерминанты влияют на характер потенций через специфические механизмы в социальном и коррекционном воспитании через институциональный, в семейном воспитании через традиционный и межличностный, в религиозном – через традиционно-институциональный и стилизованно-межличностный, в диссоциальном – также стилизованный и межличностный механизмы. Влияние всех механизмов социализации имеет амбивалентный характер, т. е. они в той или иной степени определяют позитивность и негативность влияния на составляющие процесса социализации тех или иных детерминант. Актуализация позитивных и негативных потенций составляющих процесса социализации в большей или меньшей степени определяет их характер, содержательное наполнение и формы проявления.
Ключевые слова: 
социализация, стихийная социализация, относительно социально контролируемая социализация, потенции, детерминанты, механизмы социализации
Библиографический список: 

1. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Проблемы социализации: история и современность. – М.; Воронеж: Изд-во Московского психолого-социального ун-та: МОДЭК, 2013. – 208 с.
2. Белинская Е. П., Стефаненко Т. Г. Этническая социализация подростков. – М.; Воронеж: Изд-во Московского психолого-социального ун-та: МОДЭК, 2013. – 208 с.
3. Бучкова А. И. Сущность и особенности политической социализации в современной России: автореф. дис. ... канд. социол. наук. – М., 2013. – 27 с.
4. Веселова В. В. Информационно-коммуникационные технологии как субъект процесса социализации // Социальная педагогика в современных социальных практиках: сборник научных статей VI Международного симпозиума. 2–5 июня 2016 г. – Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2016. – С. 71–79.
5. Головина Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. – СПб.: Речь, 2004. – 272 с.
6. Данилов А. Н. Неусвоенные уроки истории // Вестник РУДН. Серия: социология. – 2017. – Т. 17, № 4. – С. 460–467.
7. Дементьева И. Ф. Социализация детей в семье в условиях трансформации: тенденции, факторы, детерминанты: автореф. дис. ... д-ра социол. наук. – М., 2006. – 47 с.
8. Дубовская Е. М. Социализация в меняющемся мире // Социальная психология в современном мире / под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. – М.: Аспект Пресс, 2002. – С. 148–162.
9. Дубовская Е. М., Кораблинов Р. А. Экономическая социализация в транзитивном обществе // Социальная психология и общество. – 2013. – № 4. – С. 5–18.
10. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. – М.: Канон, 1995. – 349 с.
11. Игнатова Л. Ю., Семичева М. В. Социализация личности как проблема исследования отечественных и зарубежных ученых // Образование и воспитание – 2017. – № 1. – С. 13–15.
12. Ильин С. Е. Атрибуты теоретических образов социализации: к рефлексии над социокультурной стороной знаний // Идеи и Идеалы. – 2017. – № 2 (32), Т. 2. – С. 60–68.
13. Ковалева А. И. Социализация личности: норма и отклонение. – М.: Ин-т молодежи, 1996. – 222 с.
14. Кон И. С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1989. – 256 с.
15. Кон И. С. Ребенок и общество. – М.: Академия, 2003. – 336 с.
16. Кон И. С. Мальчик – отец мужчины. – М.: Время, 2010. – 704 с.
17. Клецина И. С. Гендерная социализация. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. – 92 с.
18. Красная М. А. Особенности гражданской социализации молодежи в современном обществе: автореф. дис. … канд. психол. наук. – М., 2015. – 38 с.
19. Коулман Дж. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность. – 2001. – № 3. – С. 121–139.
20. Мудрик А. В. Личность и ее воспитание в коллективе. – М.: Знание, 1983. – 96 с.
21. Мудрик А. В. Социализация и смутное время. – М.: Знание, 1991. – 79 с.
22. Мудрик А. В. Социализация человека. – М.; Воронеж: МПСИ: МОДЭК, 2010. – 624 с.
23. Мудрик А. В. Исследование трансформации механизмов социализации // Вестник ПСТГУ. Серия: Педагогика Психология. – 2014. – № 4. – С. 44–51.
24. Плешаков В. А. Теория киберсоциализации человека / под ред. А. В. Мудрика. – М.: МПГУ: Homo Cyberus, 2011. – 400 с.
25. Розум С. И. Психология социализации и социальной адаптации человека. – СПб.: Речь, 2006. – 365 с.
26. Смелзер Н. Социология. – М.: Феникс, 1998. – 688 с.
27. Социальная трансформация в России: теории, практики, сравнительный анализ / под ред. В. А. Ядова. – М.: МПСИ, 2005. – 584 с.
28. Чупров В. И., Зубок Ю. А., Уильямс К. Молодежь в обществе риска. – М.: Наука, 2003. – 231 с.
29. Шумпетер Й. Теория экономического развития. Капитализм, социализм, демократия. – М.: Эксмо, 2007. – 864 с.
30. Giddings F. P. The Theory of socialization. – N.Y., 1897.
31. Handbook of Socialization theory and reseach / ed. D. A. Gollin. – Chi, 1969.
32. Hurrelmann K. Social structure and personality development. – Cambr, 2009.
33. Parsons T., Bales R. Family Socialization and interaction process. – L., 1998.