УДК: 
378+316.6
Адольф Владимир Александрович
Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, adolf@kspu.ru, Красноярск
Дашкова Алена Карловна
Старший преподаватель кафедры радиоэлектронных систем, Институт инженерной физики и радиоэлектроники, Сибирский федеральный университет, Dashkova_777@mail.ru, Красноярск

Особенности сопровождения процесса адаптации будущих инженеров в вузе

Аннотация: 
В статье анализируется степень разработанности проблемы сопровождения процесса адаптации будущих инженеров в вузе и влияние адаптации на качество подготовки специалистов. В педагогической теории и практике недостаточно рассмотрены проблемы сопровождения процесса адаптации будущих инженеров к учебно-профессиональной деятельности в вузе, в частности, для специалистов в области радиоэлектронных систем. Показано, что для результативной адаптации студентов – будущих инженеров необходимо педагогическое сопровождение процесса адаптации будущих инженеров в вузе. Сопровождение учитывает направленность учебно-профессиональной деятельности и реализуется по следующим направлениям: инженерно-техническое, социально-профессиональное и личностно-ориентированное. В каждом направлении выявлены факторы, влияющие на процесс адаптации, определены задачи сопровождения, обоснованы организационно-педагогические условия, разработаны формы и методы организации, обеспечивающие результативность адаптации будущих инженеров к учебно-профессиональной деятельности в вузе. Сопровождение процесса адаптации будущих инженеров к учебно-профессиональной деятельности в вузе способствует: обогащению содержания учебно-профессиональной деятельности материалом, развивающим применение цифровых технологий в системе подготовки будущих инженеров; приобщению будущих инженеров к практической деятельности, в том числе к профессиональной безопасности; актуализации потребности будущих инженеров в освоении приемов самоорганизации, саморазвития и самореализации, связанных с пониманием смысла, ценностей и приоритетов учебно-профессиональной деятельности.
Ключевые слова: 
сопровождение процесса адаптации, будущие инженеры, учебно-профессиональная деятельность, профессиональная безопасность
Библиографический список: 

1. Адольф В.А. Управление в педагогических системах: монография; 2-е изд. испр. и доп. / В.А. Адольф, С.Г. Кукушкин, М.В. Лукьяненко, Н.П. Чурляева [Электронный ресурс] / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2014. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23280451
2. Адольф В.А., Ковалевич И.А., Чурляева Н.П. Проектирование системы профессионального образования в условиях комплекса «школа-вуз-предприятие» // Казанский психолого-педагогический журнал. – 2011. – № 4. – С. 77–87. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19006487
3. Акименко А.К. Понятие адаптации, ее критериях и механизмах адаптационного процесса / А.К. Акименко / Адаптация личности в современном мире: межвуз. сборн. науч. труд. – Саратов: ИЦ «Наука», 2011. – Вып. 3. – С. 5–18. URL: https://www.sgu.ru/sites/default/files/textdocsfiles/2014/02/27/-sbornik...
4. Гафурова Н.В., Бугаева Т.П. Воспитательный процесс в вузе как система // Высшее образование в России. – 2009. – №6. – С. 102–103. URL: http://vovr.ru/upload/6-09.pdf
5. Дашкова А.К., Чурляева Н.П. Адаптация студентов инженерных специальностей к будущей профессии с точки зрения аксиологического подхода // Теория и практика общественного развития. – 2013. – № 9. – С. 166–168. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20351052
6. Дашкова А.К., Чурляева Н.П. Перспективы современной вузовской инженерной подготовки и особая роль здоровьесберегающего направления подготовки // Перспективы науки и образования, 2013. – №5 – С.104–109. DOI: https://www.doi.org/10.32744/pse, URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20357210
7. Игнатова В.В., Ковчина Н.В. Междисциплинарный анализ феномена "социальное взаимодействие" // Современные проблемы науки и образования [Электронный ресурс]. – 2014. – № 3. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=13350 (дата обращения: 02.05.2019).
8. Ильина Н.Ф. Развитие инновационного потенциала педагога в процессе профессионального становления : монография / Н.Ф. Ильина. – Germany, Saarbrucher : LAP (LAMBERT Academic Publishing), 2011 – 176 с. URL: https://www.lap-publishing.com/catalog/details/store/es/book/978-3-8454-...
9. Adolf, V.A., Azhiev, A.V., Gadaborsheva, Z.I. Algoritm of supporting future social workers in pedagogical and psychological aspects. (2018) Espacios, 39 (35), 7p.
10. Adolf V.A., Belova E.N., Bykodarova E.S., Chusovlyanova S.V., Volegzhanina I.S. Knowledge management as an approach to learning and instructing sector university students in post-Soviet professional education // Journal of Social Studies Education Research. 2017. T.8 №2. pp. 39-61. DOI: 10.17499/jsser.360863
11. Kozlov A.V., Kuimov V.V., Lepeshev A.A., Pogrebnaya T.V., Sidorkina O.V. Ecological engineering of the sixth innovation wave in system of continuous training and Municipal Facilities Development: MATEC Web of Conferences170, 04006 (2018). 9 p. Open Access. [Электронный ресурс]. URL: https://doi.org/10.1051/matecconf/201817004006
12. Morozova M.V., Kust T.S., Sokolova E.Y., Osipova S.I., Gafurova N.V., Vaganova V.I., Ovchinnikov V.A., Agavelyan R.O. The management of youth employment in a lifelong engineering education system. International Review of Management and Marketing, 2016, no. 6 (2). pp. 247–252.