УДК: 
УДК 376.36
Фур Екатерина Петровна
Аспирант, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, fur-ekaterina@mail.ru, Новосибирск

Особенности развития синтаксического компонента языковой способности младших школьников с речевыми нарушениями

Аннотация: 
Статья посвящена проблеме сформированности синтаксического компонента языковой способности младших школьников с речевыми нарушениями. Цель статьи – представить теоретический анализ лингвистической, психолингвистической, нейролингвистической и логопедической литературы по проблеме исследования синтаксического компонента языковой способности младших школьников с речевыми нарушениями. Языковая способность включает в себя фонетический, лексический, морфологический, семантический и синтаксический компоненты, поэтому несформированность одного из компонентов мешает успешному становлению языковой способности в целом. Большое число исследований доказали трудности формирования синтаксического компонента языковой способности у младших школьников с речевыми нарушениями. Актуальность выявления особенностей сформированности синтаксического компонента языковой способности у обучающихся младших классов обусловлена, с одной стороны, значимостью развития синтаксического компонента языковой способности у обучающихся данной категории, а с другой стороны – недостаточной разработанностью содержания и методов логопедической работы в этом направлении. Ошибки, свидетельствующие о несформированности синтаксического компонента языковой способности младших школьников с речевыми нарушениями, заключаются в пропуске субъектов, предикатов и объектов, нарушении границ предложений, нарушении порядка слов, добавлении слов, не предусмотренных в высказывании по смыслу, ошибках в грамматическом оформлении высказываний, в нарушении таких видов связи, как управление и согласование. Некоторые исследователи отмечают возрастание проявлений несформированности синтаксического компонента языковой способности у младших школьников в письменной речи.
Ключевые слова: 
языковая способность, синтаксис, уровни синтаксирования, тяжёлые нарушения речи, младшие школьники, речевые нарушения
Библиографический список: 

1. Ахутина Т. В. Порождение речи: Нейролингвистический анализ синтаксиса. – М.: Издательство ЛКИ, 2008. – 224 с.
2. Воробьёва В. К. Особенности связной речи школьников с моторной алалией// Нарушение речи и голоса у детей / Под ред. С. С. Ляпидевского, С. Н. Шаховской. – М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1975. – С. 55-65.
3. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М.: АРКТИ, 2002. – 144 с.
4. Гриншпун Б. М. Недоразвитие речи у дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1968. – №8. – С. 63-67.
5. Гуменная Г. С. Психолого-педагогическая типология детей с недоразвитием речи // Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. – М., 1991. – С. 41-72.
6. Золотова Г. А. и др. Коммуникативная грамматика русского языка / Г. А. Золотова, Н. К. Онипенко, М. Ю. Сидорова. Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН, 2004. – 544 с.
7. Ковшиков В. А. Экспрессивная алалия: Учеб. пособие к спецкурсу. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. – 96 с.
8. Лалаева Р. И. Формирование лексики и грамматического строя у школьников с общим недоразвитием речи. – М., 2001. – 123 с.
9. Левина P. E. Опыт изучения неговорящих детей-алаликов. – М.: Наука, 1951. – 120 с.
10. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики / А. А. Леонтьев. – М.: изд. Центр «Академия», 2005. – 288 с.
11. Лурия А. Р. Основные проблемы нейролингвистики. – М.: Издательство ЛКИ, 2007. – 256 с.
12. Орфинская В. К. Сравнительный анализ нарушений речи при афазии и алалии: дис. … канд. психол. наук / В. К. Орфинская. – 1960. – 273 с.
13. Рахмакова Г. Н. Особенности построения предложений в речи младших школьников с задержкой психического развития. // Дефектология. 1987. – № 6. – С. 3-9.
14. Слепович Е. С. Некоторые особенности монологической речи старших дошкольников с задержкой психического развития // Дефектология. – 1981. – С. 68-74.
15. Соботович Е. Ф. Формирование правильной речи у детей с моторной алалией. – Киев: КГПИ, 1981. – 149 с.
16. Спирова Л. Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжёлыми нарушениями речи. – М.: Просвещение, 1980. – 192 с.
17. Халилова Л. Б. Семантические нарушения и пути их преодоления у детей с расстройствами речи // Психолингвистика и современная логопедия / под ред. Л. Б. Халиловой. – М.: Экономика, 1997. – С. 227-240.
18. Цветкова Л. С. Исследование нарушения предикативной функции речи при динамической афазии // Психологические исследования. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 1968. – С. 47-52.
19. Цейтлин С. Н. Детская речь как предмет лингвистического исследования // Материалы международной конференции. – СПб.: Наука, 2004. – С. 275-279.
20. Шахнарович A. M., Юрьева Н. М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики: На материале онтогенеза речи / Отв. ред. А. А. Леонтьев; АН СССР, Ин-т языкознания. – М.: Наука, 1990. – 165 с.
21. Шаховская С. Н. Логопедическая работа по формированию грамматического строя речи детей, страдающих моторной алалией: дис. ... канд. пед. наук /С. Н. Шаховская; Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени государственный педагогический институт им. В. И. Ленина. – М., 1969. – 257 с.
22. Щерба Л. В. Трудности синтаксиса русского языка для русских учащихся // Языковая система и речевая деятельность. – Л.: Наука, 1974. – 429 с.
23. Яковлев С. Б. К вопросу об аграмматизме на письме у школьников с тяжелыми нарушениями речи. //Выявление и коррекция нервно-психических и речевых расстройств у детей. – Л.: Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1985. – С. 52-55.
24. Bates E., 1976. Language and context: The Asquisition of Pragmatics N. Y. p. 234.
25. Chomsky N., 1965. Aspects of the Theory of Syntax, p. 261.
26. Danes F. A., 1964. three-level approach to syntax. Travaux linguistigues de Prague. Vol. I. pp. 71-79.
27. Greenfield P. M., Smith J. H., 1976. The structure of communication in early language development. N. Y. p. 128.
28. McNeill D., William H., 1981. "Discrepancies among the Social Sciences". Conspectus of History 1.7 pp. 35-45.
29. Miller G. A., 1969. The organization of lexical memory: Are word association sufficient? The Pathology of Memory. N. Y. p. 234.