УДК: 
159.9.348.147
Даниленко Людмила Петровна
Доцент кафедры иностранных языков, Томский государственный архитектурно-строительный университет, danilenkolp@mail.ru, Томск

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ЭФФЕКТИВНОМУ ФОРМИРОВАНИЮ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ – БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Аннотация: 
Постановка задачи. В статье рассматриваются психолого-педагогические подходы к эффективному формированию инструментальных и профессиональных компетенций студентов. Цель статьи показать актуальность проблемы практической реализации непрерывной подготовки специалистов, в том числе инженеров, дизайнеров и архитекторов. Методология исследования. Проблему формирования профессиональных компетенций изучали А. А. Вербицкий, В. В. Давыдов, И. А. Зимняя, А. К. Маркова, Дж. Равен, А. В. Хуторской. В результате исследований и анализа научных публикаций о формировании инструментальных и профессиональных компетенций студентов можно признать, что наша статья дополняет информацию с точки зрения психолого-педагогического подхода, приводя в качестве примеров принципы обучения, согласно которым профессиональную подготовку архитекторов, дизайнеров, инженеров следует ориентировать на формирование профессиональной компетентности и творческого мышления. В статье предлагаются общепедагогические и дидактические условия формирования профессиональной компетенции; выделяются критерии отбора содержания профессиональной подготовки. В современный период отсутствует единообразное представление о вопросе формирования указанных компетенций, следовательно, этот вопрос нуждается в доработке. В статье дается определение инструментальным компетенциям, приводятся методы и приемы формирования инструментальной компетенции; указывается на то, что преподаватель может подобрать комплекс упражнений для каждого студента в зависимости от доминирующего вида интеллекта. Выдвигается утверждение, что такой подход максимально отвечает развитию индивидуального потенциала и помогает студенту усвоить новый материал значительно лучше и быстрее. Помимо профессиональных и набора общих, в частности, инструментальных компетенций, освещается сущность сформированной инструментальной компетенции, отмечается, что при формировании инструментальной компетенции на занятиях особый интерес для преподавателей представляют следующие виды интеллекта: лингвистический, зрительно-пространственный, логико-математический, внутриличностный и межличностный. Выводы. На основании проведенного в статье исследования сделано заключение о том, что реализация приведенных условий осуществляется через последовательную взаимосвязанную систему действий субъектов деятельности; они могут видоизменять характер деятельности, определять круг явлений, а также влиять на длительность профессиональной пригодности. Важную роль играет и выбор методологического подхода к процессу формирования инструментальных и профессиональных компетенций.
Ключевые слова: 
инструментальные компетенции, психология, формирование инструментальных компетенций, подготовка специалистов, принципы обучения, педагогический процесс
Библиографический список: 

1. Беркенова Г. С. Компетентностно-ориентированное обучение в системе повышения квалификации педагогических кадров. – М.: Центр реализации государственной образовательной политики и информационных технологий, 2016. – 145 с.
2. Войниленко Н. В. Формирование социальных компетенций в образовательном учреждении. Инструментальное обеспечение воспитательной работы. – Челябинск: Образование, 2017. – 221 с.
3. Закавова З. Я. Условия формирования профессиональных компетенций бакалавра педагогического образования. – Уфа: Аэтерна, 2018. – 128 с.
4. Молчанов С. Г. Инструментальное обеспечение формирования-оценивания социальных компетенций. – Челябинск: Энциклопедия, 2016. – 113 с.
5. Новгородов А. С. Студент как субъект профессионального развития: инструментальные средства формирования и контроля компетенций. – Владивосток: Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, 2014. – 112 с.
6. Пунтус Е. В. Возможности технологии развития критического мышления в формировании инструментальных компетенций у студентов на занятиях по гуманитарным дисциплинам. – М.: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2014. – 184 с.
7. Рицкова Т. И. Мероприятия по формированию инструментальных и педагогических компетенций преподавателей для эффективной организации учебного процесса // Интеллектуальный потенциал образовательной организации и социально-экономическое развитие региона. – 2017. – № 1. – С. 158–161.
8. Харитонова Г. Н. О роли компетенций в формировании профессиональных знаний, навыков и умений у бакалавров-инструменталистов. – Орел: Орловский государственный институт культуры, 2015. – 312 с.
9. Raven J. Competence in modern society – Its identification, development and release. – London: H. K. Lewis, 1984. – 251 p.
10. Richards J. C. Competence and Performance in Language Teaching // RELC Journal. – 2010. –Vol. 41, № 2. – P. 101–122.
11. Sanghi S. Competency Mapping: Understanding, Designing and Implementing Competency Models in Organizations. – New Delhi: SAGE, 2007. – P. 216–228.