УДК: 
378
Омельченко Елизавета Александровна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного образования, Новосибирский государственный педагогический университет, eliam@mail.ru, Новосибирск

МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ, ОРИЕНТИРОВАННОЙ НА СТАНОВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ САМОВЫРАЖЕНИЯ СТУДЕНТОВ

Аннотация: 
В современном профессиональном образовании постепенно складывается представление о том, что для обеспечения успешности завершения профессиональной подготовки и начала самостоятельной трудовой деятельности в выбранной профессиональной сфере недостаточно только сформировать у студентов определенный федеральными государственными образовательными стандартами набор компетенций. Ведь типичны ситуации, когда выпускники вузов не идут работать по специальности. Причины этому явлению называются разные: от случайности выбора профессии до низкой заработной платы на первом рабочем месте. Представляется, что одной из них является неумение обучающихся уже в период профессиональной подготовки найти в будущей профессиональной деятельности возможности для самовыражения, понять и принять мысль о том, что именно в ней можно успешно проявить и реализовать себя, причем сделать это лучше всего, придерживаясь как своих собственных стремлений, желаний, представлений, так и ценностей, норм профессиональной деятельности, т. е. демонстрируя культуру самовыражения. Цель статьи: рассмотреть модель профессиональной подготовки, ориентированной на становление культуры самовыражения студентов. Методологической основой построения соответствующей модели, с одной стороны, выступил системно-деятельностный подход (Г. Р. Гильманова, А. В. Глузман, И. В. Дзядевич, Е. И. Замбровская, О. А. Красовская, Д. А. Музалева, Д. В. Чернов, И. А. Чиркова и др.), ориентирующий на создание условий, в которых будут активно формироваться компетенции, трудовые функции и трудовые действия студентов. С другой стороны, так же основой были теории о самовыражении (К. А. Абульханова-Славская, А. Л. Журавлев, С. Б. Каверин, А. С. Косогова, Л. Н. Куликов, А. Б. Куприйченко, В. Н. Панферов, G. Allport, L. Binswanger и др.) и культуре самовыражения (И. В. Попова, С. А. Прохорова, Н. М. Сутырина, Е. А. Шиндяева, Э Г. Щебельская и др.), открывающие перспективы для того, чтобы каждый обучающийся в ходе аудиторной, внеаудиторной и практической работы научился находить возможности для самовыражения в учебно-профессиональной и профессиональной деятельности. В предлагаемой модели представлены методологической, организационный, содержательный, оценочно-результативный блоки, описано содержательное наполнение каждого из них. Апробация модели проходила в Институте детства ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет» с 2009 по 2018 гг. В результате автором установлено процентное соотношение обучающихся, находящихся на определенном этапе становления культуры самовыражения. В заключении сделан вывод о возможностях предложенной модели в плане содействия становлению культуры самовыражения студентов.
Ключевые слова: 
профессиональная подготовка, модель профессиональной подготовки, самовыражение, культура самовыражения, становление культуры самовыражения
Библиографический список: 

1. Анистратенко Т. Г. Социальная рефлексия в форме самовыражения: социально-философский анализ // Общество и право. – 2017. – № 2. – С. 275–279.
2. Дроботенко Ю. Б. Изменение профессиональной подготовки студентов педагогического вуза в условиях модернизации педагогического образования Российской Федерации: дис. … д-ра пед. наук. – Омск, 2016. – 519 с.
3. Замбровская Е. И. Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС нового поколения // Альманах мировой науки. – 2016. – № 4-2. – С. 56–58.
4. Львов Л. В. Компетентностно-контекстная система подготовки специалистов с оперативным характером профессиональной деятельности: монография. – М.: Изд-во Современного гуманитарного университета, 2009. – 286 с.
5. Омельченко Е. А., Зверкова А. Ю. Разработка здоровьеориентированного проекта как условие становления культуры самовыражения студентов педагогического вуза [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. – URL: http://www.science-education.ru/127-20822 (дата обращения: 07.04.2019).
6. Омельченко Е. А. Педагогический взгляд на феномен самовыражения личности // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – № 5. – С. 102–106.
7. Таран И. Е., Айрапетова А. А., Малашенко М. С. и др. Профессиональная подготовка педагога в современных условиях // Научно-методические проблемы профессиональной и служебной подготовки в органах внутренних дел России: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. – Краснодар: Краснодарский университет Министерства внутренних дел РФ, 2017. – С. 353–362.
8. Kim S. H., Sherman D. K. “Express Yourself”: culture and the effect of self-expression on choice [Электронный ресурс] // Journal of Personality and social psychology. – 2007. – 92(1). – URL: https://www.researchgate.net/publication/6598609_Express_Yourself_Culture_аnd_the_Effect_of_Self-Expression_on_Choice (дата обращения: 07.04.2019).
9. Johnston B., Bean J. M. Self-expression and linguistic variation // Language in Society. – 1997. – Vol. 26, Iss. 2. – P. 221–246.