УДК: 
371
Грасс Татьяна Петровна
Доктор педагогических наук, доцент кафедры экономики и управления, Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, tpgrass@mail.ru, Красноярск
Петрищев Владимир Иннокентьевич
Доктор педагогических наук, профессор кафедры иностранных языков, Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, vpetrichtchev@hotmail.com, Красноярск
Филоненко Екатерина Валерьевна
Старший преподаватель кафедры английской филологии, Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, filonenkokat@mail.ru, Красноярск
Лебедева Наталья Александровна
Кандидат исторических наук, доцент кафедры Языковой подготовки № 7, Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации, lebedevanatali@inbox.ru, Санкт-Петербург

Сравнительная характеристика процесса экономической социализации у школьников (на материале России, Германии и Китая)

Аннотация: 
В статье авторы представили свое научное осмысление процесса экономической социализации у школьников в России, Германии и Китая в сравнительном аспекте. Выбор трех стран для сравнения характеристики процесса экономической социализации у школьников не случайный и обусловлен двумя причинами. Во-первых, происходит интенсификация сотрудничества между этими странами. Во-вторых, Россия, Германия и Китай представляют собой три типа культуры, имеющие выраженные особенности: конкретно западную и восточную, а у России специфические особенности культуры определены еще ее геополитическим положением: срединным положением между Западом и Востоком. Авторы показывают, что процесс экономической социализации у школьников в каждой стране базируется на своей культуре, экономическом опыте и социальном заказе. В статье даются сравнительные характеристики процесса экономической социализации у школьников в исследуемых странах. В заключение, проведя анализ работ современных исследователей и непосредственные полевые исследования, авторы приходят к выводу о том, что понятие «экономическая социализация» в каждой стране трактуется по своему и имеет свои особенности. Тем не менее представленный материал характеристик процесса экономической социализации у школьников (на материале России, Германии и Китая) демонстрирует важность осмысления опыта такого вида социализации и его анализ.
Ключевые слова: 
экономическая социализация, подрастающие поколения, школа, процесс, рыночная экономика
Библиографический список: 

1. Васильева Е. Н., Гуляихин В. Н. Экономическая социализация учащейся молодежи: опыт регионального исследования // Социологические исследования. – 2014. – № 8. – С. 115–119.
2. Колесникова Ю. Н. Процесс формирования предприимчивости в практике общеобразовательной школы Германии // Социализация и межкультурная коммуникация в современном мире: материалы VI Международной научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов, учителей и преподавателей. – Красноярск: КГПУ, 2016. – С. 155–160.
3. Латынина Е. С. Формирование финансовой грамотности у старшеклассников в общеобразовательной школе Китая // Социализация и межкультурная коммуникация в современном мире: материалы IX международной научно-практической конференции студентов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей. – Красноярск: КГПУ, 2019. – С. 211–218.
4. Модель формирования финансовой грамотности в школе и комплект методических материалов по ее реализации. – Санкт-Петербург: Изд. СОШ № 249, 2018. – 82 с.
5. Орлова В. В. Старшеклассники как социально-демографическая группа и особенности их экономической социализации в условиях переходного российского общества к рыночным отношениям: автореф. дис. ... канд. социол. наук. – Улан-Удэ, 2004. – 21 с.
6. Петрищев В. И., Грасс Т. П. Предпринимательство как фактор экономической социализации школьной молодежи (на примере России и зарубежных стран). – Красноярск: КГПУ, 2011. – 264 с.
7. Уэбли П. Понимание детьми экономических явлений // Проблемы экономической психологии. – 2005. – Т. 2. – С. 146–177.
8. Щедрина Е. В. Исследования экономических представлений у детей // Вопросы психологии. – 1991. – № 2. – С. 157–164.
9. Cummings S., Taebel D. The Economic Socialization of Children. A Neo-Marxist Analysis // Social problem. – 1978. – № 26. – P. 198.
10. Lange Elmar, Fries Karin R. Jugend und Geld 2005. Eine empirische Untersuchung über den Umgang von 10–17-jährigen Kindern und Jugendlichen mit Geld. Durch führen des Institut: IJF Institut für Jug. – München, 2006. – S. 14.
11. Kahneman D. J., Frederick S. Represen-tativeness revisited: Attribution substitution in intuitive judgment // In: Gilovich T., Griffin D., Kahneman D. Heuristics of intuitive judgment: Extensions and applications. – N. Y., 2002. – 33p.
12. Meier-Gräwe U., Deeken I., Maennchen M.Kinder und ihr Umgang mit Geld und Konsum. Dokumentation und Evaluation des Programms der Stiftung Kinderland Baden-Württemberg. – Stuttgart, 2009. – 41 s.
13. Rosendorfer T. Kinder und Geld. Zur Konsum- und Gelderziehung von Heranwachsenden. Diskurs 2/97. – Frankfurt am Main, 1997. – S. 68–75.
14. Ward S. Consumer socialization // Journal of Consumer Research. – 1974. – № 1. – P. 1–16.