УДК: 
372.3/.4+376.7
Самохвалова Анна Геннадьевна
Доктор психологических наук, профессор кафедры педагогики и акмеологии личности, директор Института педагогики и психологии, Костромской государственный университет, a_samohvalova@ksu.edu.ru, Кострома
Иванова Наталия Михайловна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и акмеологии личности, Костромской государственный университет, ivanova-n-m-2012@yandex.ru, Кострома
Иванова Татьяна Юрьевна
Воспитатель, МБОУ «Детский сад № 58» г. Костромы, МБОУ «Детский сад № 58» г. Костромы, tatiana.ivanova.inbox58@yandex.ru, Кострома

Психолого-педагогические условия преодоления трудностей межкультурного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста

Аннотация: 
Проблема и цель. в статье актуализируется проблема затрудненного общения старших дошкольников в ситуациях поликультурного взаимодействия; рассматриваются психолого-педагогические условия конструктивного преодоления межкультурных коммуникативных трудностей. Цель – проанализировать современные концептуальные подходы к проблеме преодоления трудностей межкультурного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста, создать авторскую арт-терапевтическую программу, направленную на оказание адресной помощи дошкольникам в осознании и преодолении собственных трудностей межкультурного взаимодействия. Методология. Исследование проведено на основе социокультурного и экологического подходов, позволяющих выявлять личностные детерминанты и специфику трудностей межкультурного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста; апробация авторской программы возможна при реализации контекстного и субъектного подходов, предполагающих раскрытие коммуникативных потенциалов и стимулирование субъектной преобразовательной активности детей в реальных ситуациях поликультурного взаимодействия в образовательной среде дошкольной организации. С помощью комплекса диагностических методов и экспериментальных коммуникативных проб выявлены и описаны типичные стратегии сотрудничества дошкольников, особенности их взаимодействия в поликультурной среде, уровень этнокультурного развития и межкультурной толерантности детей. Представлены результаты опытно-экспериментальной работы по созданию психолого-педагогических условий преодоления трудностей межкультурного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста, обоснована эффективность применения арт-методов в процессе развития межкультурной компетентности (библиотерапии, музыкотерапии, изо-терапии, метода театрализации проблемных коммуникативных ситуаций). Делается вывод о том, что в дошкольном возрасте возникающие трудности межкультурного взаимодействия играют амбивалентную роль: в случае их осознания и конструктивного преодоления происходят позитивные сдвиги в процессе развития межкультурной компетентности субъекта общения; напротив, неспособность ребенка проявить межкультурную толерантность, неготовность к сотрудничеству в поликультурной среде, невозможность признать и своевременно преодолеть трудности межкультурного взаимодействия тормозит онтогенез общения. В заключении авторы делают вывод о необходимости консолидации усилий специалистов в области психологии и педагогики с целью обеспечения индивидуально-ориентированной, адресной помощи дошкольникам в преодолении их трудностей, возникающих в ситуациях межкультурного взаимодействия, а также мобилизации ментальных и социальных ресурсов для развития межкультурной компетентности.
Ключевые слова: 
дошкольник, поликультурная среда, общение, межкультурное взаимодействие, трудности, толерантность, арт-терапевтические методы
Библиографический список: 

1. Венгер А. Л., Цукерман Г. А. Психологическое обследование младших школьников. – М.: Владос, 2007. – 160 с.
2. Маралов В. Г., Ситаров В. А. Педагогика и психология ненасилия в образовании: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры. – М.: Юрайт, 2012. – 424 с.
3. Николаева Е. И., Поведенок М. Л. Диагностика этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]. – URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy-komponent/2016/02/05/adaptiro... (дата обращения: 14.05.2019).
4. Самохвалова А. Г., Скрябина О. Б., Метц М. в., Иванова Н. М. Развитие межкультурной коммуникативной компетентности детей и подростков: учеб.-метод. пособие. – Кострома: Изд-во Костром. гос. ун-та, 2018. – 172 с.
5. Самохвалова А. Г., Иванова Н. М. Коммуникативные трудности дошкольников в гетерогенной социальной среде // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2017. – № 9. – С. 10–20.
6. Самохвалова А. Г. Арт-терапия как метод преодоления коммуникативных трудностей подростков [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. – 2014. – № 2. – URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: 24.02.2019).
7. Самохвалова А. Г., Чагина А. В. Преодоление межкультурных коммуникативных трудностей как основа развития межкультурной компетентности личности // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2017. – № 2. – С. 93–94.
8. Самохвалова А. Г. Коммуникативные трудности ребенка: феноменология, факторы возникновения, динамика. – Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2014.
9. Скрябина О. Б. Коммуникативные трудности детей и подростков в процессе межкультурного общения: обзор европейских исследований // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2018. – № 2. – С. 6–12.
10. Pless N., Maak T. Buildind an Inclusive Diversity Culture: Principles, Processes and Practice // Journal Business Ethics. – 2004. –№ 2 (October). – Р. 129–147.