УДК: 
372.016:811.161.1
Таргонская Елена Петровна
Кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой теории языка и межкультурной коммуникации, Новосибирский государственный педагогический университет, 2958757259@qq.com, Новосибирск
Труфанова Марина Юльевна
Кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, Новосибирский государственный технический университет; доцент кафедры теории языка и межкультурной коммуникации, Новосибирский государственный педагогический университет, trymar@mail.ru, Новосибирск
Азарова Инна Николаевна
Старший преподаватель кафедры теории языка и межкультурной коммуникации, Новосибирский государственный педагогический университет, inna.azarova.70@mail.ru, Новосибирск

Изучение лексических парадигм на занятиях по русскому языку как иностранному: способы подачи информации

Аннотация: 
Цель статьи – рассмотрение специфики преподавания русского языка как неродного иностранным студентам. Представленный в статье подход основан на результатах исследований, проведенных коллективом кафедры теории языка и межкультурной коммуникации НГПУ. Методология. На примере изучения лексических парадигм авторы показывают возможность успешного освоения студентами продвинутого этапа обучения лексики русского языка и семантических связей слов; возможность определять парадигматические, синтагматические и ассоциативные связи между словами чужого языка. На занятиях преподавателем используются разнообразные задания для усвоения и закрепления лексического материала. Предполагается, что последовательное выполнение всех видов работ: определение значения слова, составление с ним словосочетаний и трансформация предложений, в которых используется изучаемая лексика, – приведет к успешному освоению студентами лексических парадигм, а также пересекаемости семантических множеств. Кроме этого, анализ семантических структур некоторых многозначных слов, объединенных по основному значению, позволяет уточнить представление о закономерностях развития метафорических значений. В заключении делается вывод о том, что формирование у студентов представлений о лексических парадигмах и закономерностях развития переносных значений предполагает опору на коммуникативный, семасиологический и когнитивный аспект изучения русского языка как иностранного и позволяет получить новые представления и новые знания о мире. Это поможет вовлечь обучаемых в диалог культур различных по своему строению языков и обеспечит более быстрое и глубокое понимание лексики изучаемого языка.
Ключевые слова: 
русский язык как иностранный, лексическая парадигма, семантические множества, синонимический ряд
Библиографический список: 

1. Акишина К. А., Таргонская Е. П. Индивидуальный опрос как способ проверки знаний китайских студентов по устной речи // Актуальные проблемы изучения языка и культуры. всероссийская научная конференция. 19–21 мая 2016 года: сборник научных статей. – СПб., 2016. – С. 100–104.
2. Баранчеева Е. И. Метафоризация русских глаголов обработки как интерпретационный механизм (в сопоставлении с английским языком): автореф. дис. … канд. филол. наук. – Новосибирск, 2007. – 24 с.
3. Коротких Е. Г., Носенко Н. в. Стратегии обучения иностранному языку в ситуации академического обмена // Профессиональное образование в современном мире. – 2016. – Т. 6, № 3. – С. 462–468.
4. Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. в. Н. Ярцева. – М.: Советская энциклопедия, 1990. – 685 с.
5. Носенко Н. в., Сапрыгин Б. в. Особенности обучения китайских студентов английскому языку в условиях русскоязычной среды // Мир науки, культуры, образования. – 2018. – № 5 (72). – С. 130–133.
6. Носенко Н. в., Сапрыгин Б. в. Сравнительно-сопоставительный анализ при обучении грамматике иностранного языка (на примере английского перфекта) // Вестник омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. – 2018. – № 3. – С. 153–158.
7. Ожегов С. И. Словарь русского языка. – 18-е изд., стереотип. – М.: Рус. яз., 1986. – 797 с.
8. Русский язык для университетов / под ред. Цай Цзяньфэн. – Пекин: Издательство исследований и образования на иностранных языках, 2012. – Ч. 6. – 217 с.
9. Труфанова М. Ю. Лексико-семантическая группа глаголов обработки в современном русском языке (парадигматика и синтагматика): автореф. дис. … канд. филол. наук. – Новосибирск, 1999. – 22 с.
10. Черняк В. Д. Синонимия и лексико-грамматические классы слов // Глагол в системе языка и речевой деятельности. – Свердловск: Изд-во УГУ им. А. М. Горького, 1990. – С. 80–82.
11. Чудинов А. П. Регулярная многозначность в глагольной лексике. – Свердловск: СГПИ, 1986. – 80 с.
12. Cook V. Second Language Learning and Language Teaching. Abingdon: Routledge, 2016. – 344 p.
13. Skehan P. A Cognitive Approach to Language Learning. Oxford: Oxford University Press. 1998. – 332 p.