УДК: 
373.3/.5+316.7
Ситников Александр Сергеевич
Директор школы № 216 г. Новосибирска, Школа № 216 г. Новосибирска, sitnikoffs@ngs.ru, Новосибирск

Участие в социальном проектировании как условие формирования социальной мобильности старшеклассников

Аннотация: 
Проблема и цель. Динамично развивающееся общество ставит перед системой образования новые задачи. Одной из важнейших является воспитание нового поколения активных, инициативных и ответственных граждан. в статье рассматриваются теоретические основы формирования социальной мобильности в процессе проектирования. Цель работы – показать возможности использования социального проектирования для повышения показателей социальной мобильности старшеклассников. Теоретические основы. Раскрыта сущность социального проектирования, обозначены его признаки и выявлены ресурсы влияния социального проектирования на социальную мобильность личности. Описаны личностные характеристики учащихся, необходимые для участия в социальном проектировании. Определены специфические качества социально-мобильной личности, развитию которых способствует участие старшеклассников в социальном проектировании. Анализ результатов. Приведены результаты опытно-экспериментальной работы, проведенной с учащимися 9–11 классов в течение 2015–2017 гг., с примерами наиболее значимых проектов, реализованных старшеклассниками. Проанализированы изменения, произошедшие с учащимися в контрольной и экспериментальной группах. Было выяснено, что участие старшеклассников в социальном проектировании способствует качественным изменениям, необходимым для социально-мобильной личности. Учащиеся экспериментальной группы продемонстрировали положительную динамику в показателях готовности решения проблем и принятия ответственности за принятые решения.
Ключевые слова: 
проектная деятельность, социальное проектирование, социальная мобильность, старшеклассники, педагогические условия
Библиографический список: 

1. Акимова Т. Н. Социальное проектирование обучающихся во внеурочной и внешкольной деятельности [Электронный ресурс] // ЧиО. – 2017. – № 1 (50). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-proektirovanie-obuchayuschi... (дата обращения: 15.04.2019).
2. Джуринский А. Н. Практики социального и гражданского воспитания в общеобразовательной школе России // Сибирский педагогический журнал. – 2018. – № 3. – С. 15–20.
3. Евсеева Е. А. Особенности формирования социальной мобильности обучающихся вуза [Электронный ресурс] // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2017. – № 1. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-sotsialnoy-m... (дата обращения: 12.04.2019).
4. Курбатов В. И. Математические методы социальных технологий: учеб. пособие. – М.: Вузовская книга, 2010. – 256 с.
5. Расчетина С. А., Лаврентьева З. И. Теоретические предпосылки исследования социальных проблем детства и способов их решения в процессе профессионального социально-педагогического образования // Современное детство: психолого-педагогическая поддержка семьи и развитие образования: материалы I Всероссийской научно-практической конференции. – М., 2018. – С. 139–147.
6. Царапкина Ю. М. Педагогические условия подготовки будущих педагогов профессионального обучения по сельскохозяйственным специальностям: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Пенза, 2007. – 21 с.
7. Филоненко В. И. Современное российское студенчество в транзитивном обществе: противоречия и парадоксы социализации: автореф. дис. ... д-ра социол. наук. – Тюмень: ЮФУ, 2009. – 48 с.
8. Усова С. Н. Требования к подготовке учителя в свете концепции модернизации российского образования на период до 2010 года // Педагогическое образование и наука. – 2003. – № 2. – С. 4–6.
9. Barth Roland S. Teacher Leader // Phi Delta Kappan. – 2001. – Vol. 82, № 6. – P. 443–449.
10. Crawford C., Erve L. V. Does Higher Education Level the Playing Field? Socio-Economic Differences in Graduate Earnings // Education Sciences. – 2015. – № 4. – P. 380–412.