УДК: 
378+372.016:796*40
Шулаков Алексей Владимирович
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта, Новосибирский государственный университет экономики и управления, shulaaleks@ngs.ru, Новосибирск

Воспитание ценностей физической культуры у студентов экономического вуза в процессе проведения занятий

Аннотация: 
Проблема и цель. в статье актуализируется проблема повышения мотивации у студентов к занятиям физической культурой за счет воспитания ценностей физической культуры, позволяющих им проектировать оптимальные жизненные траектории с учетом здоровьесберегающих ресурсов. Цель статьи – с позиций системного подхода раскрыть механизмы воспитания ценностей физической культуры у студентов экономического вуза для последующего проектирования жизненной стратегии с учетом здоровьесберегающих ресурсов. Методология. Методическую основу воспитания ценностей физической культуры составляют системный и аксиологический подходы. Использование системного подхода позволяет раскрыть механизм воспитания ценностей у студентов как совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов, представляющих единое целое. В свою очередь, аксиологический подход позволяет рассматривать студента как активного субъекта образовательной деятельности, высшую ценность общества и самоцель общественного развития. Воспитание ценностей физической культуры в статье раскрывается через механизм идентификации и ориентации. Необходимо указать, что механизм идентификации позволяет студентам идентифицировать себя с личностью с активной жизненной позицией, ответственной за построение своей жизненной траектории и управлению ею. Использование механизма ориентации в процессе занятий по физической культуре позволяет воспитать у студентов традиционные ценности, которые они приняли в образовательных учреждениях и в семье до обучения в вузе. Таким образом, использование механизмов воспитания ценностей физической культуры у студентов на занятиях по физической культуре позволяет сформировать полноценную здоровую личность с активной жизненной позицией, ответственную за построение своей жизненной траектории с учетом здоровьесберегающих процессов.
Ключевые слова: 
ценности, мотив, механизм идентификации, механизм ориентации
Библиографический список: 

1. Анохин П. К. Узловые вопросы теории функциональной системы. – М.: Наука, 1980. – 197 с.
2. волочков А. А. и др. Активность, ценностная направленность и психологическое здоровье студенчества: коллективная монография. – Пермь: ПГГПУ, 2015. – 197 с.
3. Грицанов А. А., Абушенко В. Л., Можейко М. А., Румянцева Т. Г. Философский словарь [Электронный ресурс]. – URL: http://www.philosophi-terms.ru/ (дата обращения: 03.04.2019).
4. Гурьев С. в. Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии [Электронный ресурс]: материалы VI международной научно-практической конференции, 28 февраля 2017 г., г. Екатеринбург. – Екатеринбург: РГППУ, 2017. – 525 с.
5. Каган М. С. Философская теория ценности. – СПб.: Петрополис, 1997. – 205 с.
6. Кирьякова А. в. Теория ориентации личности в мире ценностей: моногр. – Оренбург: Изд-во ОГПИ, 1996. – 232 с.
7. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. – М.: МПГУ, 1971. – 40 с.
8. Леонтьев В. Г. Мотивация и психологические механизмы ее формирования. – Новосибирск: Новосибирский полиграфкомбинат, 2002. – 264 с
9. Полякова Е. С. Образование и идеологическая идентичность: особенности взаимодействия в российском обществе: автореф. дис. ... канд. философ. наук. – Нижний Новгород, 2013. – 150 с.
10. Руденко А. М. Основы психологи и педагогики: общие вопросы. – Ростов н/Д.: Феникс, 2015. – 125 с.
11. Young K. Motivation and emotion. – N.Y., 1961.