УДК: 
377+374+316.6
Соловей Ольга Александровна
Преподаватель, Мариинский педагогический колледж им. Марии Александровны, Кузбасский региональный институт развития профессионального образования, olgasolovey24@gmail.com, Кемеровская область, Мариинск
Казин Эдуард Михайлович
Доктор биологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник научно-инновационного управления, Кемеровский государственный университет, kazin_valeol@mail.ru, Кемерово
Галынская Елена Николаевна
Социальный педагог, Мариинский педагогический колледж, lelya.galynskaya@mail.ru, Кемеровская область, Мариинск

Социально-педагогические подходы к проблеме профессионального самоопределения студентов при взаимодействии среднего профессионального и дополнительного образования

Аннотация: 
Целью публикуемой статьи является рассмотрение проблемы профессионального самоопределения студентов при взаимодействии среднего профессионального и дополнительного образования. Основываясь на общеизвестных социально-педагогических представлениях в области изучения социально-ориентированного и профориентированного поведения у обучающихся среднего профессионального образования, авторы указывают на необходимость применения таких форм и методов, которые способствуют повышению социально-психологических, педагогических и адаптивно-ресурсных возможностей обучающихся. Методология: концепция психолого-педагогического и медико-социального профессионального самоопределения (В. в. Абраухова, Н. Д. Гейжан, Е. И. Головаха, В. И. Журавлев, Ю. Е. Калугин, Е. А. Климов, И. в. Кузнецова, Б. в. Кулагин, П. С. Лернер, А. М. Новиков, С. Н. Никифоров, А. И. Ростунов, Е. Н. Савина, Е. Е. Смирнова, А. И. Сухарева, С. Н. Чистякова); внедрение личностного, ценностного, социального, профильного, профессионального самоопределения (Е. М. Борисова, М. И. Губанова, Э. М. Казин, Н. Э. Касаткина, Е. А. Климов, И. в. Ковалев, С. Н. Чистякова, П. А. Шавир, Т. И. Шалавиной). Основные результаты: в статье предложена педагогическая модель формирования профессионального самоопределения студентов при взаимодействии среднего профессионального и дополнительного образования детей; обоснована необходимость разработки и реализации программы профессионального модуля «Социально-профессиональное самоопределение детей в дополнительном образовании». В заключении показано, что необходимо социально-педагогическое сопровождение в организациях среднего профессионального и дополнительного образования детей, предполагается реализация дифференцированного подхода по следующим направлениям: по профилю организаций дополнительного образования детей (спортивно-оздоровительное, гуманитарное); по типологическим и возрастным особенностям подростков (младшие и старшие); по социокультурному статусу семьи (семьи группы риска, неблагополучные семьи, асоциальные семьи); лица с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением опорно-двигательного аппарата).
Ключевые слова: 
профессиональное самоопределение, здоровье, профориентирование поведение, взаимодействие среднего профессионального и дополнительного образования детей
Библиографический список: 

1. Блинов В. И., Сергеев И. С. Сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывного образования [Электронный ресурс]. – М.: ФГАУ «ФИРО», 2015. – URL: http://www.firo.ru/ (дата обращения: 25.05.2019).
2. Дьяченко Н. Н. Профессиональное воспитание учащейся молодежи. – М.: Высшая школа, 1988. – 114 с.
3. Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников. – М.: Просвещение, 1988. – 269 с.
4. Казин Э. М. Здоровьеформирующее образование старшеклассников в процессе профессионального самоопределения и профильного обучения // Учитель Кузбасса. – 2007. – № 1. – С. 13–19.
5. Королев Д. Самоопределение как педагогическое понятие [Электронный ресурс]. – URL: https://pandia.ru/text/78/549/2751.php (дата обращения: 25.05.2019).
6. Лупанова Н. А. Профессиональное самоопределение как педагогическая категория // Известия ПГПУ им. в. Г. Белинского. – 2011. – № 24. – С. 702–711.
7. Машарова Т. в. Социальное самоопределение учащейся молодежи: возможности и проблемы. – Киров: Изд-во ВятГТУ, 2006. – 70 с.
8. Мудрик А. в. Современный старшеклассник: проблемы самоопределения. – М.: Знание, 1977. – 64 с.
9. Ретивых М. в. Профессиональное самоопределение школьников. – Брянск: Изд-во Брянского госуниверситета, 2005. – 183 с.
10. Слабослицкая М. в. Ценностное обогащение социального опыта как фактор социализации // Вестник ОГУ. – 2001. – № 2. – С. 326–330.
11. Чистякова С. Н. Проблемы и перспективы развития отечественной профориентации на современном этапе // Государственно-частное партнерство как условие эффективной профориентационной работы: материалы региональной интернет-конференции, 9–13 апреля 2012 г. – Самара, 2012. – С. 13–20.
12. Шереметова Г. П. Состояние проблемы профессионального самоопределения личности [Электронный ресурс]. – URL: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=2243) (дата обращения: 25.05.2019).
13. Gamezy N. Resiliency and vulnerability to adverse developmental out-comes associated with poverty // American Behavioral Scientist. – 1991. – Vol. 34. – P. 416–430.
14. Makhnach A. V., Laktionova A. I. Social and cultural roots of Russian youth resilience: interventions by state, society, family // Handbook for working with children and youth. Pathways to resilience across cultures and contexts /ed. M. Ungar. – Thousands of Oaks. – L.; New Delhi: Sage Publications, 2005. – P. 371–386.
15. Shaw D. S., Winslow E. B., Flanagan C. A prospective study of the effects of marital status and family relations on young children’s adjustment among African American and European American families // Child Development. – 1999. – Vol. 70. – Р. 742–755.
16. Ungar V. A thicker description of resilience // The International Journ. of Narrative Therapy and Community Work. – 2005. – № 3-4. – P. 89–96.