УДК: 
378+372.016:811
Третьякова Тамара Григорьевна
Аспирант кафедры английского языка, Новосибирский государственный педагогический университет, tamrika55@mail.ru, Новосибирск

Модель формирования профессиональной готовности к оцениванию учебных достижений с применением языковых и речевых тестов

Аннотация: 
Проблема и цель. Применение тестовых форм в образовательном процессе отвечает потребностям современного образования. Необходима разработка теоретических, методических, практических рекомендаций для формирования готовности студентов к оцениванию учебных достижений с применением тестов. Целью настоящей статьи является модель формирования готовности учителя иностранного языка к оцениванию учебных достижений с применением тестов. Рассмотрены основные функции модели. Методология. Контроль качества учебных достижений в вузе рассматривается с позиций деятельностного подхода. Эта проблема освещена в работах многих российских ученых. Целеполагание – необходимое условие оценки учебных достижений. Отечественные и зарубежные исследователи занимались проблемами оценивания учебных достижений с применением лингводидактических тестов. важно знать, что именно тестируется при изучении иностранного языка. Анализ работ отечественных и зарубежных исследователей по вопросам оценивания учебных достижений в вузе позволил выделить ряд проблем. Это определило актуальность создания модели формирования готовности будущих учителей иностранного языка к оцениванию учебных достижений с применением тестов. Результаты исследования. Представлена модель формирования готовности к оцениванию учебных достижений с применением тестов. Модель основана на компетентостном и деятельностном подходах, на принципах объективности, междисциплинарности, профессиональной направленности, выделены условия ее формирования. Готовность к оцениванию учебных достижений состоит из теоретической и практической готовности. Теоретическая готовность – это знание тестологии, иностранного языка и смежных дисциплин. Практическая готовность – это умение конструировать педагогические тесты с опорой на эти знания.
Ключевые слова: 
модель, формирование готовности, будущие учителя иностранного языка, оценивание учебных достижений с применением тестов
Библиографический список: 

1. Анисимова Л. С. Модель формирования профессиональных умений будущих учителей начальных классов на основе системы педагогических задач // Анисимова Л. С., Глузман Н. А. Модель и моделирование в педагогике профессионального образования: коллективная монография. – Симферополь: АРИАЛ, 2016. – С. 67–92.
2. Глинский Б. Н. Моделирование и когнитивные репрезентации. − М.: Альтекс, 2000. – 148 с.
3. Глузман Н. А. Модель системы формирования методико-математической компетентности будущих учителей начальных классов // Анисимова Л. С., Глузман Н. А. Модель и моделирование в педагогике профессионального образования: коллективная монография. – Симферополь: АРИАЛ, 2016. – С. 9–39.
4. Дахин А. Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и… неопределенность // Народное образование. – 2002. – № 2. – С. 55–60.
5. Дахин А. Н. Открытое образование как новый дискурс понимания // Непрерывное профессиональное образование: теория и практика: материалы VIII Межд. научн.-практ. конф. – Новосибирск: Мцно, 2017. – С. 342–345.
6. Звонников В. И., Нефедов В. А., Сафонов А. А. Модели организационного совершенства. Принципы моделирования и концепции: монография. – М.: Издательский дом ГУУ, 2015. – 131 с.
7. Лебедева И. П. Математическое моделирование в педагогическом исследовании: монография. − Пермь: Перм. гос. пед. ун-т, 2003. – 122 с.
8. Мамедов Н. М. Моделирование и синтез знаний. – Баку, 1979. – 79 с.
9. Маркова С. М. Моделирование педагогических систем. – Н. Новгород: ВГИПА, 2003. – 143 с.
10. Холина Л. И., Абаскалова Н. П., Дахин А. Н. Моделирование и неопределенность педагогических результатов // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2015. – № 6 (28). – С. 101–110.
11. Штофф В. А. Моделирование и философия. – М.: Наука, 1966. – 304 с.
12. Ядровская М. в. Модели и моделирование в педагогике: монография. – Ростов н/Д.: ДГТУ, 2014. – 359 с.
13. Яковлев Е. в., Яковлева Н. О. Модель как результат моделирования педагогического процесса // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2016. – № 9. – С. 136–140.
14. Thalheim B., Nissen I. Wissenschaft und Kunst der Modellierung. Kieler Zugang zur Definition, Nutzung und Zukunft [Электронный ресурс]. – Berlin; Boston: De gruyter, 2015. – S. 29–36. – URL: https://www.degruyter.com/viewbooktoc/product/448425 (дата обращения: 15.07.2019).
15. Grotjahn R., Kleppin K. Prüfen, Testen, Evaluieren [Электронный ресурс]. – München: Klett: Langenscheidt: Goethe-Institut, 2015. – URL: https://www.goethe.de/lrn/pro/fernunterricht/pdf/DLL7_Schnupperkapitel.pdf (дата обращения: 10.06.2019).