УДК: 
316.6+159.96+373
Гребенкина Анна Александровна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств, annushka_2007@mail.ru, Новосибирск
Гребенкин Евгений Владимирович
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики и психологии Института детства, Новосибирский государственный педагогический университет, rusforscher@mail.ru, Новосибирск

Агрессия и конфликты в отношениях педагогов и школьников как фактор дестабилизации образовательного пространства

Аннотация: 
Поставлена цель выявления агрессии в школе и ее критической оценки. Статья посвящена анализу основных теоретических подходов к объяснению агрессивного поведения индивида, а также вербальных и невербальных аспектов, вызывающих агрессивное поведение; рассмотрены основные причины и ситуационные факторы, повышающие вероятность агрессивного поведения педагогов и школьников, возможные способы контроля и редуцирования агрессии, которые потенциально применимы к различным формам ее проявления. Предпринята попытка соотнесения происхождения отдельных видов агрессии и конфликтов с возможностью воспитательного воздействия. С точки зрения профессиональных действий проанализированы практические шаги по преодолению агрессии и конфликтов в пределах школы заинтересованными сторонами: родителями, учениками, учителями, администрацией. выявлена взаимосвязь между целесообразностью внедрения системного и комплексного подходов к разрешению проблемы агрессии в школе и перезагрузкой внутриколлективных отношений. Особое внимание уделяется проблеме конфликтной компетентности педагогов, а также выявлению школьников с «хронической агрессивностью» и школьников-аутсайдеров. Анализ педагогических ситуаций позволил авторам сделать вывод о том, что формализм в отношениях и ориентация современной школы на функцию передачи знаний практически оставили без внимания эмоциональное и социальное развитие учеников. в заключении представлены рекомендации по работе с агрессией и конфликтами в пределах школы по системно-модульному принципу.
Ключевые слова: 
агрессия, агрессивность, агрессивное поведение, конфликт, психолого-педагогическая диагностика агрессивного поведения, системно-модульный подход
Библиографический список: 

1. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. – М.: Эксмо-Пресс, 2000. – 512 с.
2. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия – СПб.: Питер, 1998. – 336 c.
3. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. – М.: Педагогика, 1991. – 144 с.
4. Виноградова Н. Ю. Анализ агрессивности несовершеннолетних как одной из форм проявления деструктивного поведения [Электронный ресурс] // Вестник современных исследований. – 2018. – № 11.4 (26). – С. 22–24. – URL: http:orcacenter.ru/journals/modern-research/mr.2018.11.04.pdf (дата обращения: 18.05.2019).
5. Гордон Т. Курс эффективного преподавателя. Как раскрыть в школьниках самое лучшее. – М.: Ломоносовъ, 2010. – 432 с.
6. Гуггенбюль А. Зловещее очарование насилия. Профилактика детской агрессивности и жестокости. – 2-е изд. – М.: Когито-Центр, 2006. – 176 с.
7. Загвязинский В. И. Наступит ли эпоха возрождения?.. Стратегия инновационного развития российского образования: монография. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Логос, 2015. – 140 с.
8. Комалова Л. Р. Агрессогенный дискурс: типология мультилингвальной вербализации агрессии: монография. – М.: Спутник +, 2017. – 275 с.
9. Крэйхи Б. Социальная психология агрессии. – СПб.: Питер, 2003. – 336 с.
10. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). – М.: Прогресс: Универс, 1994. – 272 с.
11. Млодик И. Ю. Школа и как в ней выжить: взгляд гуманистического психолога. – 2-е изд. – М.: Генезис, 2011. – 184 с.
12. Налчаджян А. А. Агрессивность человека. – СПб.: Питер, 2007. – 736 с.
13. Росс В. Грин Взрывной ребенок. Новый подход к воспитанию легкораздражимых, хронически несговорчивых детей. – М.: Теревинф, 2008. – 264 с.
14. Уэбстер-Страттон К., Герберт М. Проблемные семьи-проблемные дети. Работа с родителями: процесс сотрудничества. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2010. – 448 с.
15. Фурманов И. А. Детская агрессивность. – М.: Владос, 2004. – 192 с.
16. Щербинина Ю. в. Речевая агрессия: территория вражды. – М.: Форум, 2013. – 400 с.
17. Olweus Dan. Gewalt in der Schule: was Lehrer und Eltern wissen sollten – und tun können. – Bern; Göttingen; Toronto; Seattle: Huber, 2002 – 128 s.