УДК: 
316.6+159.922.8
Кашапов Мергаляс Мергалимович
Доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и педагогической психологии, Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, smk007@bk.ru, Ярославль
Перевозкина Юлия Михайловна
Кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой практической и специальной психологии, Новосибирский государственный педагогический университет, per@brk.ru, Новосибирск
Перевозкин Сергей Борисович
Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, педагогики и правоведения, Новосибирский государственный университет экономики и управления, per@bk.ru, Новосибирск

Социальная роль как фактор учебной мотивации кадет

Аннотация: 
Проблема и Цель. в статье рассматривается проблема учебной мотивации применительно к новым условиям образования, повышения мотивационной составляющей учащихся кадетского корпуса через освоение профессиональной роли будущего военнослужащего. Отмечается важность преемственности в формировании у воспитанников кадетских корпусов в активизации интереса к военной профессии, который необходимо встраивать в учебный процесс. Цель – определение влияния ролевой идентичности учащихся кадетского корпуса на мотивацию обучения. Методология. Утверждается, что профессиональное самоопределение кадет можно рассматривать сквозь призму соотнесения личности, включающей потребности и мотивы, и профессиональной роли. Раскрывается бинарность такого взаимодействия: с одной стороны, личность с ее мотивацией определяет реализацию роли; с другой стороны, роль влияет на личность и ее мотивы, создавая неповторимую ролевую комбинацию. Результаты. Дифференциация выборки кадет по критерию «интериоризация роли кадета» позволила установить, что учащиеся с предпочтением роли кадета демонстрируют выраженность большинства компонентов структуры мотивации учения. Учащиеся кадетского корпуса, определившие первой ролью роль «кадета» (22,5 %), которая предполагает идентификацию учащегося со спецификой обучения, демонстрируют преимущественно преобладание структурных компонентов в мотивации учения (p < 0,02). Они имеют выраженные эмоциональные, познавательные и мотивационные компоненты, связанные с обучением, стремление к саморазвитию. Заключение. Это позволило сделать важный вывод о том, что активность учащихся в освоении ролей, связанных со спецификой кадетского корпуса, позволяет им эффективно преобразовывать социальный опыт в индивидуальную структуру мотивов учения.
Ключевые слова: 
мотив, структура учебной мотивации, роль, кадеты, обучение
Библиографический список: 

1. Гусева Н. в. Профессионально-ролевое самоопределение курсантов вузов МВД России: автореф. дис. ... канд. психол. наук. – СПб., 2007. – 21 с.
2. Кабачевская Е. в. Формирование профессионального интереса юношей кадетского корпуса: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Кемерово, 2003. – 22 c.
3. Кармазин Т. И. Социально-психологические особенности ролевого поведения курсантов вузов сухопутных войск в процессе обучения: автореф. дис. ... канд. психол. наук. – М., 2004. – 23 с.
4. Карпова Е. в. Негативные факторы мотивации учебной деятельности // Человеческий фактор: социальный психолог. – 2018. – № 1 (35). – С. 115–120.
5. Кашапов М. М. Психология творческого мышления. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 436 с.
6. Кашапов М. М. Психолого-педагогический тренинг творческого мышления // Психология профессионального педагогического мышления: монография. – М.: Институт Психологии РАН, 2003. – С. 331–397.
7. Кон И. С. Социологическая психология. – М.; Воронеж: МПСИ: МОДЭК, 1999. – 560 с.
8. Лопуха А. Д. Социально-педагогические условия эффективности системы воспитания патриотизма у офицеров в высших военно-учебных заведениях: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. – Новосибирск, 2002. – 35 c.
9. Носов П. в. Социальные роли как фактор организации общественных отношений: автореф. дис. ... канд. философ. наук. – М., 2009. – 25 с.
10. Осёдло В. И., Ковальчук А. П. Субъектно-деятельностный подход в изучении мотивационных факторов личности военнослужащего // Психология и право. – 2013. – № 1. – С. 1– 12.
11. Перевозкина Ю. М. Системная модель социально-ролевого функционирования личности // Интеллект. Культура. Образование: материалы Международной научной конференции, посвященной 85-летию со дня рождения РАО И. С. Ладенко, с элементами научной школы для молодежи. – Новосибирск, 2018. – С. 19–21.
12. Шубин В. А. Преемственность в формировании интереса к военной профессии у школьников и курсантов военного вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Ярославль, 2001. – 22 c.
13. Buch R., Dysvik A., Kuvaas B., Säfven-bom R. The Relationship Between Mastery Orientation and Maximal Oxygen Uptake Among Military Cadets: The Mediating Role of Intrinsic Motivation // Military Behavioral Health. – 2016. – Vol. 4, Iss. 4. – P. 398–408.
14. Mead G. H. The Social Self // Psychiatry. Interpersonal and Biological Processes. – 1978. – Vol. 41, Iss. 2. – P. 178–182.
15. Schick H., Phillipson S. N. Learning motivation and performance excellence in adolescents with high intellectual potential: what really matters? // High Ability Studies. – 2009. – Vol. 20, Iss. 1. – P. 15–37.
16. Neale M., Griffin M. A. A Model of Self-Held Work Roles and Role Transitions // Human Performance. – 2006. – Vol. 19, Iss. 1. – P. 23–41.
17. Smith D. G., Rosenstein J. E., Nikolov M. C. et al. The Power of Language: Gender, Status and Agency in Performance Evaluations // Sex Roles. – 2019. – Iss. 2. – P. 1–13.
18. Tang L., Sampson H. Improving training outcomes: the significance of motivation when learning about new shipboard technology // Journal of Vocational Education & Training. – 2018. – Vol. 70, Iss. 3. – P. 384–398.