УДК: 
378+316.6
Большанина Людмила Васильевна
Старший преподаватель кафедры логопедии и детской речи Института детства, Новосибирский государственный педагогический университет, Ljutik84@ngs.ru, Новосибирск

Оценка уровня развития коммуникативной компетенции будущих педагогов в образовательном пространстве вуза

Аннотация: 
Проблема и цель. В статье автор рассматривает коммуникативную компетенцию как одну из ведущих составляющих компетентностного подхода в современном образовании. Цель статьи – представить практическое исследование по выявлению исходного уровня развития коммуникативной компетенции будущих педагогов в образовательном пространстве вуза. Методология. Сбор данных осуществлялся с помощью модифицированной диагностической методики (К. Томас, А. А. Леонтьев, М. Снайдер, В. Ф. Ряховский, В. А. Уразаева). Общую выборку исследования составили 204 респондента. Полученные результаты были качественно и количественно интерпретированы. В заключении представлен вывод о том, что коммуникативную компетенцию в сфере профессионального общения необходимо интерпретировать в контексте компетентностного подход, а также сформулировано предположение, что на уровень развития коммуникативной компетенции будущих педагогов будут оказывать влияние педагогические условия, созданные в образовательном пространстве вуза с использованием методов активного обучения.
Ключевые слова: 
коммуникативная компетенция, будущие педагоги, высшая школа, диагностический инструментарий, коммуникативное поведение, педагогические условия
Библиографический список: 

1. Байденко В. А. Компетенции в профессиональном образовании // Высшее образование в России. – 2004. – № 11. – С. 3–13.
2. Большанина Л. В. Теоретические подходы к определению понятия и структуры коммуникативной компетентности педагога высшей школы // Сибирский педагогический журнал. – 2018. – № 2. – С. 79–85.
3. Большанина Л. В., Мичурина Е. С. Педагогическая модель развития коммуникативной компетенции будущих педагогов в образовательном пространстве вуза // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2019. – № 3 (35). – С. 18–25.
4. Зимняя И. А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретикометодологический аспект) // Высшее образование сегодня: реформы, нововведения, опыт. – 2006. – № 8. – С. 20–26.
5. Чистобаева А. Ю. Организация коллективно-распределенной педагогической деятельности как необходимое условие формирования компетенций в сфере профессионального общения будущих педагогов // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 4. – С. 209–212.
6. Шубкина О. Ю. Формирование коммуникативной компетентности студентов технических направлений подготовки: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Красноярск, 2016. – 24 с.
7. Efing Ch. Sprachlicheoderkommunikative Fähigkeiten – was ist der Unterschied und was wird in der Ausbildungverlangt? // Berufsbildung in WisSenschaft und Praxis. – 2012. – № 2. – S. 6–9.
8. Holger Hopp, Dieter Thoma, Rosemarie Tracy. Sprachförderkompetenz pädagogischer Fachkräfte. Ein sprachwissenschaftliches Modell // Z Erziehungswiss. – 2010. – № 13. – S. 609–629.