УДК: 
37.0+27-47
Костюкова Татьяна Анатольевна
Доктор педагогических наук, профессор кафедры общей и педагогической психологии, Национальный исследовательский Томский государственный университет, kostykova@inbox.ru, Томск

Модели взаимодействия светского и религиозного в образовании: мировой опыт

Аннотация: 
Обсуждается проблема взаимоотношений светского и государственного компонентов в образовании, актуализируемая глобальным социокультурным кризисом, переменчивостью ценностных ориентаций, поиском векторов мировоззренческого самоопределения личности в условиях постмодернистского типа развития. Цель статьи состоит в изучении моделей взаимодействия светского и религиозного компонентов в образовании. Методология исследования базируется на ведущем принципе педагогической компаративистики в использовании процедур установления общего и особенного в феноменах образовательного развития стран. На основе исследования зарубежного опыта светского и религиозного образования выделены наиболее типичные модели взаимодействия, присутствующие в мировой практике. Изучение основополагающих международных документов, регулирующих отношения в этой сфере, позволило установить, что в них не содержатся определенные рекомендации о единой общепринятой модели взаимоотношений светского и религиозного компонентов в образовании, но подчеркнута необходимость учета конфессиональных особенностей той или иной страны. Полученные результаты исследования международного опыта нацелены на совершенствование выстраивания взаимосвязей между компонентами образования в современном российском обществе.
Ключевые слова: 
взаимодействие, модель, религиозное образование, светское государство
Библиографический список: 

1. Афанасьева О. В., Колесников Е. В., Комкова Г. Н. Конституционное право зарубежных стран: учебник для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2019. – 380 с.
2. Бийсбервельд ван С. Свобода религии в Нидерландах // Мировой опыт государственно-церковных отношений. – М.: Изд-во РАГС, 1999. – С. 142–156.
3. Дьюрем К. Свобода религии: модель США // Мировой опыт государственно-церковных отношений. – М.: Изд-во РАГС, 1999. – С. 42–43.
4. Колодин А. В. Религиоведческое и религиозное образование: сущность, специфика, проблемы реализации в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. филос. наук. – М., 2007. – 37 с.
5. Костикова М. Н. Государственно-церковные отношения в сфере образования: на примере законодательства провинции Северный Рейн-Вестфалия, Германия. – Владивосток, 2010. – 56 с.
6. Шапошникова Т. Д., Тишина О. Ю., Костюкова Т. А., Ожиганова А. А., Горбачев А. Л., Горбачева Т. М. Аксиологические основы воспитания социального доверия и согласия у молодежи в контексте поликультурного образования // Феномен социального доверия в поликультурном образовании и воспитании молодежи в современном обществе: монография. – М.: РИТМ, 2017. – С. 22–46.
7. Костюкова Т. А., Петрова Г. Н. Христианская педагогика в современном образовательном пространстве: монография. – Томск, 2001. – 274 с.
8. Мазуров Б. Ф. Церковь и образование: диалог вокруг проблемы взаимодействия // Современные пути взаимодействия церкви и общества в сфере образования, науки и культуры. – Ханты-Мансийск, 2004. – С. 46–55.
9. Овсиенко Ф. Г. Взаимоотношения государства и церкви в странах Восточной Европы // Мировой опыт государственно-церковных отношений. – М.: Изд-во РАГС, 1999. – С. 154–190.
10. Понкин И. В. Демография: зарубежный опыт правового регулирования. – М.: Учебно-научн. центр довузовского образования, 2005. – 80 с.
11. Parker W. C. «Advanced». Ideas about democracy: toward a pluralist contenty of citizenship education // Teachers College Record. – 2006. – Vol. 98, № 1. – P. 104–125.
12. Hoffman D. M. Сross – cultural adaptation, learning, and Americans at school // School and society: Learning content through culture. – N. Y.: Praeger, 2008. – P. 163–180.