УДК: 
376.5
Дженнифер Лорд
Магистр в области образования, педагог, Фундаментальная промежуточная школа, ,, Санта Ана, Калифорния
Раймонд А.
Педагог, Фундаментальная Средняя Школа, ,, Калифорния
Мелинда Р. Пирсон
Доктор наук, профессор, заведующая кафедрой специального образования, педагогического факультета, Калифорнийский госуниверситет, http://ed.fullerton.edu/spead, Фуллертон, Калифорния

Внедрение стратегий осознанности в целях смягчения негативных последствий травмирующих ситуаций и трудного детства

Аннотация: 
Дети из неблагополучных семей могут испытывать трудности в школе, иметь низкую успеваемость и плохое поведение, тем самым создавать проблемы учителям. Травмирующие ситуации в семье могут изменить мироощущение ребенка и изменить его общий взгляд на жизнь. Целью многих учителей в таком случае является развитие в ребенке более глубокого понимания и большей устойчивости к событиям, которые воспринимаются им как опасные, а также побуждают нездоровые психические или поведенческие реакции. В решении этой проблемы отводят большую роль развитию осознанности ребенка. Эффективным способом повышения стрессоустойчивости и развития навыков преодоления трудностей является обучение конкретным методам фокусировки внимания в рамках урока. Активное развитие практики осознанности без осуждения, внедряющейся учителями в повседневный опыт, может способствовать более высокой вовлеченности детей, а также способствовать созданию атмосферы принятия и комфорта. К тому же, эффективность обучения повышается тогда, когда учителя способны рассмотреть «подноготную» своих учеников. Работа рассматривает факторы травматических событий детства и исследует идею практики осознанности в поддержке детей, имеющих тяжелые и другие жизненные обстоятельства.
Ключевые слова: 
осознанность, детская травма, ученики разного уровня
Библиографический список: 

1. Aguilar E. Onward: cultivating emotional resilience in educators. – San Francisco: Jossey-Bass, 2018.
2. Anda R. F., Felitti V. J., Bremner J. D., Walker J. D., Whitfield C., Perry B. D., Giles W. H. The enduring effects of abuse and related adverse experiences in childhood // European Archives of Psychiatry and Clinical Neuroscience. – 2006. – № 256(3). – P. 174–186.
3. Andersen S. L., Teicher M. H. Delayed effects of early stress on hippocampal development // Neuropsychopharmacology. – 2004. – № 29. – P. 1988–1993.
4. Beers S. R., De Bellis M. D. Neuropsychological function in children with maltreatment-related posttraumatic stress disorder // American Journal of Psychiatry. – 2002. – № 159. – P. 483–486.
5. Bethell C., Gombojav N., Solloway M., Wissow L. Adverse childhood experiences, resilience and mindfulness-based approaches // Child Adolescent Psychiatric Clinicals. – 2016. – № 25. – P. 139–156.
6. Bethell C., Hawes E., Newacheck P. Adverse childhood experiences: Assessing the impact on health and school. engagement and the mitigating role of resilience // Health Affairs. – 2014. – № 33(12). – P. 2106–15.
7. Biglan A., Forrester K. K., Gau J. M., Hinds E., Jones L. B. Teacher distress and the role of experiential avoidance // Psychology in the Schools. – 2015. – № 52(3). – P. 284–297.
8. Bremner J. D., Randall P., Vermetten E., Staib L., Bronen R. A., Mazure C. Magnetic resonance imaging-based measurement of hippocampal volume in posttraumatic stress disorder related to childhood physical and sexual abuse- a preliminary report // Development and Psychopathology. – 1997. – № 41. – P. 271–301.
9. Burke N. J., Hellman J. L., Scott B. G., Weems C. F., Carrion V. G. The impact of adverse childhood experiences on an urban pediatric population // Child Abuse and Neglect. – 2011. – № 35(6). – P. 408–413.
10. Cook A., Spinazzola J., Ford J., Lanktree C., Slaustein M., Cloitre M.,Van der Kolk B. Complex trauma in children and adolescents // Psychiatric Annals. – 2005. – P. 390–398.
11. Cowher S. J. Reflections upon the invitational model and 5 powerful p’s in working with post-traumatic stress disorder (PTSD) // Journal of Invitational Theory and Practice. – 2005. – № 11. – P. 63–70.
12. de Arellano M. A., Lyman D. R., Jobe-Shields L., George P., Dougherty R., Daniels A. S., Delphin-Rittmon M. E. Trauma-focused cognitive-behavioral therapy for children and adolescents // Psychiatry Online. – 2014. – DOI: https://doi.org/10.1176/appi.ps.201300255.
13. Felitti V. J., Anda R. F. The relationship of adverse childhood experiences to adult health, well-being, social function and healthcare // The hidden epidemic: the impact of ealy life trauma on health and disease. – N.Y.: Cambridge University Press, 2010.
14. Foltz R., Dang S., Daniels B., Doyle H., McFee S., Quisenberry C. When diagnostic labels mask trauma // Reclaiming Children and Youth. – 2013. – № 22(2). – P. 12–17.
15. Holley L., Steiner S. Safe space: Student perspectives on classroom environment // Journal of Social Work Education. – 2005. – № 41(1). – P. 49–64.
16. Hostinar C. E., Lachman M. E., Miller G. E., Mroczek D. K., Seeman T. E. Additive contributions of childhood adversity and recent stressors to inflammation at midlife: findings from the MIDUS study // Developmental Psychology. – 2015. – № 51(11). – P. 1630–1644.
17. Kabat-Zinn J. Full catastrophe living:Using the wisdom of your body and mind to face stress, pain and illness. – N.Y.: Dell publishing, 1990.
18. Karatoreos I. N., McEwen B. S. Annual research review: The neurobiology and physiology of resilience and adaptation across the life course // Journal of Child Psychology and Psychiatry. – 2013. – № 54(4). – P. 337–347.
19. Karatsorcos I., McEwen B. Psychobiological allostasis: Resistance, resilience and vulnerability, (Review) // Trends in Cognitive Sciences. – 2011. – № 15. – P. 576–584.
20. Lieberman M. D. Social cognitive neuroscience: a review of core processes // Annual Review of Psychology. – 2007. – № 58. – P. 259–289.
21. Lynch T., Chapman A., Rosenthal M., Kuo J. L. Mechanisms of change in dialectical behavior therapy; theoretical and empirical observations // Journal of Clinical Psychology. – 2006. – № 62. – P. 459–480.
22. 22. Moradi A., Doost H. T., Taghavi M. R., Yule W., Dalgleish T. Everyday memory deficits in children and adolescents with ptsd: performance on the rivermead behavioural memory test // Journal of Child Psychology and Psychiatry. – 1999. – № 40. – P. 357–361.
23. Murray C. P. The importance of teacher-student relationships for adolescents with high incidence disabilities // Theory Into Practice. – 2017. – № 46. – P. 105–112.
24. Perez C., Widom C. S. Childhood victimization and long-term intellectual and academic outcomes // Child Abuse and Neglect. – 1994. – № 18. – P. 617–633.
25. Rechtschaffen D., Kabat-Zinn J. The Way of Mindful Education: Cultivating well-being in teachers and students. – N.Y.: W. W. Norton & Company, 2014.
26. Sadin M., Levy N. Teacher’s guide to trauma. – N.Y.: NL Books LLC, 2018.