УДК: 
373+159.922.7
Зайцева Мария Владимировна
Старший преподаватель, аспирант, Новосибирский государственный педагогический университет, elofor.elmarer@yandex.ru, Новосибирск
Волошина Татьяна Викторовна
Кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры коррекционной педагогики и психологии, Новосибирский государственный педагогический университет, fppd.voloshina@ngs.ru, Новосибирск

Техника применения зеркального повтора как средства фонетического реимпринта

Аннотация: 
Проблема и цель. В статье исследуется проблема освоения фонетической стороны речи изучаемого иностранного языка (на примере английского) после сензитивного периода. Цель статьи – определить специфику фонетического импринтинга, выявить корреляцию между перцептивной модальностью и результативностью применения техники зеркального повтора как средства фонетического реимпринта. Методология. Исследование проводится на основе теоретического и практического анализа в рамках деятельностного и системного подходов. В рамках деятельностного подхода авторами статьи предлагается использование техники зеркального повтора, предназначенной для формирования фонетического реимпринта. Результаты. Авторами определены основные характеристики фонетического импринта, такие как спонтанность, ограниченность времени сензитивного периода и ригидность. В ходе пилотажного эксперимента подтверждено, что результативность применения этой техники не зависит от перцептивной модальности. Обосновывается, что применение техники зеркального повтора позволяет «стереть» неверный фонетический импринт и создать фонетический реимпринт. Заключение. Делаются выводы о результативности применения техники зеркального повтора как средства фонетического реимпринта.
Ключевые слова: 
фонетический импринт, фонетический реимпринт, перцептивная модальность, фонетика, слухо-рече-моторный образ, зеркальный повтор, зеркальные нейроны
Библиографический список: 

1. Биболетова М. З., Денисенко О. А., Трубанева Н. Н. Английский язык: книга для учителя к учебнику. Английский с удовольствием // Enjoy English: учебник для 3 кл. общеобраз. учр. – Обнинск: Титул, 2009. – 120 с.
2. Боулби Дж. Привязанность. – М.: Гардарики, 2003. – 147 с.
3. Годфруа Ж. Что такое психология [Электронный ресурс]. – М.: Мир, 1992. – 510 с. – URL: https://www.litmir.me/bd/?b=239703&p=1 (дата обращения: 11.07.2019).
4. Дойдж Н. Пластичность мозга: Потрясающие факты о том, как мысли способны менять структуру и функции нашего мозга. – М.: Эксмо, 2011. – 512 с.
5. Ефремцев С. Тест диагностики доминирующей перцептивной модальности [Электронный ресурс]. – URL: https://onlinetestpad.com/ru/test/1361-diagnostika-dominiruyushhej-perce... (дата обращения: 03.03.2019).
6. Зайцева М. В. Импринтинг как психомоторная функция памяти // Актуальные направления научных исследований: перспективы развития: сборник материалов III международной научно-практической конференции. – Чебоксары: Интерактивплюс, 2017. – C. 82–84.
7. Зайцева М. В. Техника эхоповтора как аналога внутренней речи при освоении иностранного языка // Материалы конференции «Scientific achievements of the third millennium». – Лос-Анджелес: LJournal, 2018. – № 8. – С. 14–18.
8. Климентьева В. В., Климентьев Д. Д., Умеренков С. Ю. К вопросу о разработке учебных материалов для обучения английскому языку незрячих и слабовидящих обучающихся // Психодидактика современного учебника: преемственность традиций и векторы развития: сборник научных статей. – М.: Психологический институт РАО «Мнемозина», 2019. – С. 278–284.
9. Леонтьев А. А. Что такое язык. Язык и наука о нем [Электронный ресурс]. – М.: Педагогика, 1976. – 214 с. – URL: https://royallib.com/book/leontev_aleksey/chto_takoe_yazik_ill.html (дата обращения: 15.05.2019).
10. Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. – Казань: Республика, 1998. – 230 с.
11. Майнарди Д. Собака и лисица. – М.: Мир, 1980. – 146 с.
12. Мак-Фарленд Д. Поведение животных: Психобиология, этология и эволюция / пер. с англ. – М.: Мир, 1988. – 520 с.
13. Миролюбова А. А., Рахманова И. В., Цетлин В. С. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Просвещение,1987. – 576 с.
14. Палмер Д., Палмер Л. Эволюционная психология. Секреты поведения Homo Sapiens. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. – 240 с.
15. Реформатский А. А. Введение в языковедение [Электронный ресурс]. – М.: Аспект-Пресс, 1967. – 536 с. – URL: https://royallib.com/book/reformatskiy_aleksandr/vvedenie_v_yazikovedeni... (дата обращения: 05.05.2019).
16. Сдобников В. В., Петрова О. В. Теория перевода (учебник для студентов лингвистических вузов и факультетов иностранных языков). – М.: ACT: Восток-Запад, 2006. – 448 с.
17. Трубецкой Н. С. Основы фонологии / пер. А. А. Холодовича. – М.: Издательство иностранной литературы, 1960. – 372 с.
18. Фабри К. Э. Основы зоопсихологии: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Психология», «Биология», «Зоология» и «Физиология». – 6-е изд. – М.: Психология, 2003. – 464 с.
19. Хорн Г. Память, импринтинг и мозг. – М.: Мир, 1988. – 154 с.
20. Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. – Изд. 2-е, стер. – М.: Едиториал УРСС, 2004. – 432 с.
21. Disability Program for Children with Speech Disorders and Language Disorders. Speech and Language Disorders in Children. – Washington DC: The National Academies Press, 2016. – 247 р.
22. Ramachandran V. S. The Tell-Tale Brain: A Neuroscientist’s Quest for What Makes Us Human. – N.Y.: WW Norton & Company, 2010. – 548 р.