УДК: 
376.6
Леонова Елена Евгеньевна
Доцент кафедры педагогики и психологии Института истории, гуманитарного и социального образования, Новосибирский государственный педагогический университет, leonela24@mail.ru, Новосибирск

Критерии результативности организации педагогического содействия подросткам, оставшимся без попечения родителей, в ситуации возврата из замещающей семьи в социальное учреждение

Аннотация: 
Проблема и цель. Увеличение количества подростков, возвращаемых из замещающих семей в социальные учреждения, актуализирует потребность в поиске эффективных педагогических подходов к этой проблеме. Цель статьи – выявить специфические особенности и определить критерии результативности организации педагогического содействия подросткам, оставшимся без попечения родителей, в ситуации возврата из замещающей семьи в социальное учреждение. Методология и методы. Основные положения статьи базируются на теоритическом анализе проблемы и результатах организации педагогического содействия подросткам, возвращенным из замещающих семей в социальные учреждения. В статье научно обосновываются следующие критерии: личностные (восстановление доверия к взрослым, формирование жизнестойкости, закрепление социального опыта, полученного в замещающей семье); взаимодействия подростка и педагога (осознание факта возврата, эмоциональное переживание возврата, определение ресурсов возврата); рефлексивно-оценочные (успешность разрешения кейс-историй подростков, возвращенных из замещающих семей). Представлены результаты опытно-экспериментальной работы по преодолению последствий возврата в условиях социального учреждения. В заключении делается вывод, что при оценке организации педагогического содействия необходимо учитывать личностный, организационный и рефлексивно-оценочный критерии.
Ключевые слова: 
подростки, возврат ребенка из замещающей семьи, педагогическое содействие, замещающая семья, критерии педагогического содействия
Библиографический список: 

1. Барановская Л. А., Игнатова В. В. Содействие как педагогическая стратегия // Сибирский педагогический журнал. – 2008. – № 14. – С. 44–52.
2. Капилина М. В., Панюшева Т. Д. Приемный ребенок: жизненный путь, помощь и поддержка. – М.: Никея, 2015. – 432 с.
3. Котли П. Новые приемные родители: первый опыт / пер. с англ. Н. И. Ивановой. – Новосибирск: Дата, 2000 – 115 с.
4. Курнешова Л. Е. Система помощи детям, возвращенным после неудачного семейного жизнеустройства, в условиях образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: методические рекомендации. – М.: Школьная книга, 2009. – 320 с.
5. Лаврентьева З. И. Доверие к взрослому как показатель эффективности антропологического подхода к воспитанию детей в приемных семьях // Учитель в системе современного антропологического знания: материалы XIII Международной научно-практической конференции / под ред. Л. Л. Редько, С. В. Бобрышова, Е. Г. Пономарева. – Ставрополь: Бюро новостей, 2017. – С. 248–253.
6. Лаврентьева З. И., Леонова Е. Е. Закрепление социального опыта, полученного в замещающей семье, как условие педагогического содействия подросткам в ситуации возврата // Вестник педагогических инноваций. – 2018. – № 3 (51). – С. 58–65.
7. Махнач А. В., Лактионова А. И. Личностные и поведенческие характеристики подростков как фактор их жизнеспособности и социальной адаптации // Психологический журнал. – 2013. – Т. 34, № 5. – С. 67–82.
8. Рюгаард Н. Дети с нарушением привязанности. – М.: Семья каждому ребенку, 2016. – 328 с.
9. Шустова И. Ю. Педагогическое содействие субъектности школьника // Известия Саратовского ун-та. Новая сер. Акмеология образования. Психология развития. – 2012. – Т. 1, вып. 4. – С. 74–78.
10. Morris K., Siobhan E., Clawson P. Family experiences of children’s social care involvement following a social work change programme // Journal of Social Work Practice. – 2018. – Vol. 32, Iss. 3. – P. 237–250. – DOI: https://doi.org/10.1080/02650533.2017.1326473.
11. Schofield G., Beek M. The Secure Base Model: Promoting Attachment and Resilience in Foster Care and Adoption. – Coram: BAAT, 2014. – 94 p.