УДК: 
37.0+371+316.6
Беляев Геннадий Юрьевич
Кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории стратегии и теории воспитания личности, Институт стратегии развития образования Российской академии образования, gennady.belyaev2011@yandex.ru, Москва

Некоторые выводы и размышления по результатам сравнительного анализа действующих программ воспитания и социализации обучающихся

Аннотация: 
Введение. В статье описываются результаты обобщения подготовленных автором материалов качественного анализа рабочих программ воспитания и социализации обучающихся при получении начального, основного и среднего общего образования, составленных на основе экспертизы 55 программ городских и сельских ОО по восьми Федеральным округам РФ в городских и сельских школах, гимназиях и лицеях. Цель статьи. Используя данные экспертизы текстов действующих программ воспитания и социализации как метода анализа возникающих у педагогов затруднений при организации воспитательного процесса, автор выделил и проанализировал затруднения, которые испытывают педагоги в организации воспитательного процесса в соответствии с требованиями нового Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Методология и методы исследования. Автор использовал сравнительный анализ на типологически однородной выборке с применением метода экспертных оценок. Результаты исследования. Содержательный анализ представленных на выборке действующих программ воспитания и социализации обучающихся в организациях основного общего образования показал, что составители программ в целом руководствуются наиболее типичными, принятыми в научном сообществе, но не тождественными друг другу определениями социализации и воспитания. Такие определения и понятия составляют обобщенную идеологию программ, хотя и носят в целом ряде случаев относительно эклектический характер применения и раскрытия базовых категорий и понятий теории воспитания, почерпнутых из различных, иногда противоречивых методологических источников и научных подходов. Этот и ряд других привычных, десятилетиями заштампованных в сознании педагогических стереотипов приводит к затруднениям в организации воспитательного процесса, причем обостряются и старые противоречия, связанные с содержанием образования, и выявляются противоречия новые, порожденные неравномерностью условий и ресурсов воспитательной деятельности образовательных организаций. Заключение. Выявленные на основе экспертизы текстов программ затруднения, скорее всего, вполне преодолимы, однако требуют тщательного рассмотрения на предмет выявления их причин и вероятных последствий для развития образовательной организаций на местном и региональном уровнях в контексте поставленной в Федеральном стандарте цели воспитания и социализации обучающихся.
Ключевые слова: 
действующие программы, социализация, воспитание, обучающиеся, средняя школа, воспитательный компонент, среднее образование, экспертиза, анализ, затруднения
Библиографический список: 

1. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения).
2. Гуцыкова С. В. Метод экспертных оценок. Теория и практика. Глава 1 Метод экспертных оценок в диагностике персонала. Методы оценки персонала, источники оценочной информации и метод экспертных оценок [Электронный ресурс]. – URL: https://kartaslov.ru/книги/Гуцыкова_С_В_Метод_экспертных_оценок_Теория_и_практика/2 (дата обращения: 12.04.2019).
3. Конструирование воспитательной деятельности педагога: работа на результат. Методическое пособие / под ред. П. В.Степанова. – М.: Педагогическое общество России, 2017. – 111 с.
4. Климов Е. А. Психология профессионала: избранные психологические труды. – М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та ; Воронеж: МОДЭК, 2003. – 454 с.
5. Климов Е. А. Введение в психологию труда: учебник для вузов. – М.: Культура и спорт: ЮНИТИ, 1998. – 350 с.
6. Ларионова М. В. Методология сравнительного анализа международных подходов к ранжированию высших учебных заведений [Электронный ресурс] // Вестник международных организаций. – 2012. – № 1 (36). – URL: https://iorj.hse.ru/data/2012/03/06/1266426815/3.pdf (дата обращения: 06.09.2019).
7. Лизинский В. М. Реальные индикаторы школьной успешности, или качество организации образовательного процесса // Завуч. Управление современной школой. – 2017. – № 2. – С. 110–117.
8. Логвинова И. М. Дополнительная профессиональная программа «Организация и содержание образовательного процесса в школе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования» // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2018. – № 1(46), т. 1. – С. 136–159.
9. Орлов А. И. Теория принятия решений. Метод экспертных оценок глава 7.1 [Электронный ресурс]: учебное пособие. – М.: Март, 2004. – URL: http://www.aup.ru/books/m157/3_4_1.htm (дата обращения: 11.09.2019).
10. Профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания» (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 января 2017 г.№ 10н) [Электронный ресурс]. – URL:
http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71495630/ (дата обращения: 05.09.2019).

11. Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» [Электронный ресурс]: Приказ Минтруда России от 10.01.2017 N10н (Зарегистрировано в Минюсте России 26.01.2017 N 45406). – URL: ps_specialist_v_oblasti_vospitaniya.pdf/ документ с сайта: center-prof38.ru (дата обращения: 05.09.2019).

12. Селиванова Н. Л. Воспитание в современной школе: от теории к практике – М.: УРАО ИТИП, 2010. – 168 с.

13. Степанов П. В., Степанова И. В. Оценка качества и анализ воспитания в основной и средней школе: пособие для учителей общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2014. – 80 с.

14. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.garant.ru /products/ipo/doc/71517610/ 15 октября 2017 г. (дата обращения: 06.09.2019).

15. Федеральный государственный стандарт среднего общего образования (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1645, от 31.12.2015 N 1578, от 29.06.2017 N 613) [Электронный ресурс]. – URL: prikaz-moin-rf-ot-17-05-2012-413-ob-utv-fgos-soo-v-red-2017-goda.pdf/ www.consultant.ru (дата обращения: 17.02.2019).

16. Федеральный государственный образо-вательный стандарт среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 мая 2012 г.
№ 413).

17. Broadfoot P. Assessment. Schools and Society (Contemporary Sociology of the School). Methuen PublishingLtd, 1979.

18. Changing Educational Contexts, Issues and Identities: 40 years of Comparative Education / eds Michael Crossley, Patricia Broadfoot and Michele Schweisfurth. Michael Crossley, Patricia Broadfoot and Michele Schweisfurth, selection and editorial matter; the contributors, their own chapters. Routledge 270 Madison Ave, New York, NY 10016 Routledge British Library Cataloguing in Publication Data. 2007.

19. Crossley Michael, Watson Keith. Globalization, context and difference. Comparative and International Research in Education. First published 2003 by RoutledgeFalmer 11 New Fetter Lane, London EC4P 4EE Simultaneously published in the USA and Canada by RoutledgeFalmer 29 West 35th Street, New York, NY 10001 RoutledgeFalmer is an imprint of the Taylor & Francis Groupб2003 Michael Crossley and Keith Watson, 2003.

20. Osborn M., Broadfoot P., McNess E., Ravn B., Planel C., Triggs P. 1. A World of Difference?. – Open University Press. October, 2003.

21. Timmis S., Sutherland R., Oldfield A.,