УДК: 
374+37.0
Дейч Борис Аркадьевич
Кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и методики воспитательных систем, Новосибирский государственный педагогический университет, deich67@mail.ru, Новосибирск
Чельцов Михаил Владимирович
Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и методики воспитательных систем, Новосибирский государственный педагогический университет, miki7575@mail.ru, Новосибирск

Мероприятия гражданско-патриотической направленности как форма патриотического воспитания: оценка результативности

Аннотация: 
Введение. Статья посвящена анализу проблемы патриотического воспитания как одного из важных видов воспитательной деятельности в современном российском государстве. Изучается взаимосвязь между понятиями «патриотизм» и «гражданственность». Гражданственность рассматривается как одно из базовых качеств личности, развитие гражданственности способствуюет формированию патриотических чувств. В статье также анализируются подходы к организации патриотического воспитания, определенные современными авторами. Изучается потенциал мероприятий гражданско-патриотической направленности, а также мероприятий, связанных с государственными праздниками и памятными датами в формировании гражданских качеств и патриотических чувств у разных возрастных групп населения (молодежь, люди среднего возраста, пожилые люди). Приведены результаты исследования, целью которого было определить отношение жителей г. Новосибирска к мероприятиям гражданско-патриотической направленности в целом, качеству их проведения и их мнение о возможности влияния этих мероприятий на формирование гражданских качеств и патриотических чувств. Цель статьи – на основе анализа мероприятий гражданско-патриотической направленности, проводимых в г. Новосибирске, определить потенциал этих мероприятий для патриотического воспитания граждан разных возрастных групп. Методология и методы исследования. Методологической основой нашего исследования является системный подход, необходимость использования которого в научно-педагогических исследованиях обоснована в работах В. П. Беспалько, Н. В. Бордовской, В. И. Загвязинского, В. В. Краевского, Н. В. Кузьминой, Х. Й. Лиймитса, А. В. Мудрика, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой, В. А. Сластенина, Г. П. Щедровицкого и др. Для современного педагогического исследования есть необходимость опираться не на отдельные методологические основания, а на их системное сочетание. Также методологической основой исследования является понимание патриотизма как одного из ключевых чувств, на основе которого формируется гражданственность личности. Патриотизм, как чувство, неотделимо от гражданственности как одного из базовых интегративных личностных качеств. Именно это единство позволяет человеку наиболее полно включаться в жизнь общества (социума), осознанно принимать на себя ответсвенность, выполнять обязанности и использовать права, вести деятельность, направленную на позитивные социальные преобразования окружающего мира. При таком подходе и патриотические чувства и гражданские качества можно считать одними из основных составляющих нравственных основ жизни. Методы исследования: анализ данных, анетирование (более 600 жителей г. Новосибиска – представители различных возрастных групп (молодежь, люди среднего возраста, пожилые люди)). Результаты исследования. Авторы считают, что при общем положительном восприятии мероприятий гражданско-патриотической направленности населением (88 % от числа опрошенных) сложно говорить о высокой степени их влияния на патриотическое воспитание граждан. Во многом невостребованными остаются государственные праздники, связанные с атрибутикой страны и появившиеся относительно недавно, а значит, степень их влияния на патриотическое воспитание невысока. В заключении делается вывод о том, что необходимо обратить внимание на формирование гражданской идентичности, поскольку современная теория патриотического воспитания и проведенное исследование дают возможность сделать заключение о том, что исключительная сосредоточенность на формировании патриотизма может привести к определенным перекосам и не формирует сумму гражданских качеств личности (равно как и гражданскую самоидентификацию) в полной мере.
Ключевые слова: 
гражданско-патриотическое воспитание, патриотизм, гражданственность, гражданско-патриотические мероприятия
Библиографический список: 

1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. – М.: Academia, 1999. – 956 с.
2. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. – ПингвинБук, 1966. – 249 с.
3. Заславская Т. И. Социетальная трансформация российского общества. Деятельно-структурная концепция. – М.: Academia, 2002. – 568 с.
4. Кравченко С. А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения. – М.: Экзамен, 2007. – 750 с.
5. Кусмарцев М. Б. Патриотическое воспитание детей и молодёжи: от образа Победы к духовной идентичности с поколением Победителей. – Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2013. – 190 с.
6. Лопуха А. Д., Подмаренко А. А. Ретроспективный анализ политического воспитания курсантов в военном вузе // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2017. – № 2 (26). – С. 108–414.
7. Лутовинов В. И., Вырщиков А. Н. Концептуальные основы военно-патриотического воспитания. – Волгоград: ПринТерра, 2007. – 45 с.
8. Мальгин Е. Л. Патриотическое воспитание студентов вуза на основе программно-целевого моделирования: автореф. дис. ... канд.пед.наук. – Барнаул, 2009. – 23 с.
9. Матушкин С. Е. Народность в воспитании гражданственности. – Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2003. – 61 с.
10. Парсонс Т. О структуре социального действия. – М.: Академический проект, 2002. – 880 с.
11. Ростовцева Л. И., Гельфонд М. Л., Мирошина Е. Ю. Патриотическое воспитание глазами экспертов и школьников // Социологические исследования. – 2019. – № 8 – C. 75–83. – DOI: 10.31857/S013216250006163-2.
12. Санина А. Г., Павлов А. В. Государственная идентичность: содержание понятия и постановка проблемы // Управленческое консультирование. – 2015. – № 9 (81). – С. 30–40.
13. Турен А. После кризиса. – Кембридж: Государство, 2014. – 173 с.
14. Фридман Т. Плоский мир: краткая история 21 века. – М.: АСТ, 2006. – 601 с.
15. Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне / пер. с нем. М. М. Беляева. – М.: Весь Мир, 2003. – 416 с.
16. Чельцов М. В. Проявление толерантности в рамках патриотического воспитания молодежи // Интерэкспо Гео-Сибирь. – 2014. – № 2. – С. 11–18.