УДК: 
37.0+004.9
Крашенинникова Любовь Вениаминовна
Кандидат биологических наук, магистр менеджмента, MBA (Open), научный сотрудник, Лаборатория индивидуализации и непрерывного образования, Институт непрерывного образования, Московский городской университет, karsheninnikovalv@mgpu.ru, Москва
Захаров Константин Павлович
Кандидат педагогических наук, доцент, Высшая школа инженерной педагогики, психологии и прикладной лингвистики, Гуманитарный институт Санкт-Петербургский Политехнический университет Петра Великого, kzaharov@spbstu.ru, Санкт Петербург

Применение методик коллективной организационной формы обучения в цифровой образовательной среде

Аннотация: 
Введение. Использование в современной педагогической практике методик ассоциативного диалога уже доказало свою эффективность. С появлением цифровой образовательной среды возникают вопросы: а можно ли применять методики коллективной организационной формы обучения в цифровой образовательной среде и какими характеристиками должно обладать образовательное цифровое пространство, способствующее наиболее успешной организации коллективного взаимодействия учащихся при обучении в этой среде. Цель статьи – сделать обоснованные выводы относительно возможности использования в цифровой образовательной среде коллективной организационной формы обучения, ее возможностях, рисках и перспективах использования. Методология и методы исследования. Методологическую базу исследования составляют системный и сравнительно-исторический подходы. Работа основана на методиках ассоциативного диалога: методике Ривина при работе с текстами в парах сменного состава, методике добавлений при разборе определений по изучаемому курсу и методике «оценивания равными» (PeerAssessment), которая получила свое распространение в результате появления и бурного роста числа массовых открытых онлайн-курсов. Результаты исследования. Выделены признаки общения в парах сменного состава в цифровой образовательной среде на примере работы с аспирантами Политехнического университета по методике Ривина при работе с текстами, методике добавлений при разборе определений по изучаемому курсу, а также по методике «оценивание равными». Предложена модель взаимодействия обучающихся при использовании метода «оценивания равными», которая является универсальной. Разработан алгоритм действий ведущего курс, который способствовал бы наиболее эффективной реализации коллективных методов обучения в цифровой образовательной среде. Рассмотрены достоинства и ограничения такой организации взаимодействия учащихся. В заключении делаются выводы о возможности использования в виртуальной среде коллективных организационных форм обучения (организации пар ограниченной сменности и метода PeerAssessment), которые позволяют персонализировать обучение, повысить мотивацию учащихся, создать группу помощников (менторов) и облегчить труд педагогов по мониторингу, отчетности и проверке работ.
Ключевые слова: 
коллективная организационная форма учебной работы, цифровая образовательная среда, методики коллективной организационной формы обучения, пары сменного состава, пары ограниченной сменности, методика добавлений, методика «оценивания равными»
Библиографический список: 

1. Актуальные вопросы и проблемы использования онлайн курсов в условиях современной цифровой образовательной среды: материалы международной сетевой научно-практической конференции. – Волгоград, 2018. – 79 с.
2. Архипова В. В. Коллективная организационная форма учебного процесса. – СПб.: Интерс, 1995. – 135 с.
3. Боуэн Уильям. Г. Высшее образование в цифровую эпоху. – М.: ВШЭ, 2018. – 222 с.
4. Двенадцать решений для нового образования: доклад Центра стратегических разработок и Высшей школы экономики / под ред. Я. И. Кузьминова, И. Д. Фрумина. – М.: Высшая школа экономики: Центр стратегических разработок, 2018. – 105 с.
5. Дьяченко В. К. Новая дидактика. – М.: Нар. образование, 2001. – 493 с.
6. Захаров К. П. Метод сочетательного диалога А. Г. Ривина как основа коллективного взаимного обучения: автореф. дис. … канд. пед. наук: – СПб., 2008. – 22 с.
7. Захаров К. П. Педагогика высшего образования. Диалоговые интерактивные формы обучения: учебное пособие. – СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2016. – 149 с.
8. Золотухин С. А. Концепция массовых онлайн открытых курсов в контексте информационного обучения: монография. – Ульяновск: Зебра, 2016. – 109 с.
9. Информационная среда вуза: материалы XXIV Международной научно-технической конференции / под ред. А. Б. Петрухина (председатель) и др. – Иваново: ИВГПУ, 2017. – 431 с.
10. Калмыкова О. В., Черепанов А. А. Студент в учебно-образовательной среде [Электронный ресурс]: учебно-практическое пособие для студентов высшего профессионального образования. – М.: Евраз. открытый ин-т. – URL: http://www.eoi.ru/img/science/report/2013_nir_finansist-sng.pdf (дата обращения: 11.09.2019).
11. Кольбе А. С., Королев Д. А. Исследование применимости пирингового метода оценки в очных курсах // Управление качеством: материалы 14-й международной научно-практической конференции. – М.: ПРОБЕЛ-2000: МАТИ, 2015. – С. 219–229.
12. Крашенинникова Л. В. Вовлекай и обучай или геймификация в образовании: как ее применять на профессиональном уровне [Электронный ресурс]. – URL: https://ra-kurs.spb.ru/event/kurs/?id=74 (дата обращения: 31.09.2019).
13. Курзаева Л. В., Гаврилова И. В. Методика внедрения массовых открытых онлайн курсов в образовательный процесс: учебное пособие. – Магнитогорск: МГТУ, 2018.
14. Лебединцев В. Б. Виды учебной деятельности в парах // Школьные технологии. – 2005. – № 4. – С. 102–112.
15. Мкртчян М. А., Запятая О. В., Клепец Г. В. Теория и технология коллективных учебных занятий: начальный курс: дистанционное учебное. – Красноярск: Гротеск, 2005. – 179 с.
16. О преимуществах и ограничениях метода «оценки равными» [Электронный ресурс]. – URL: https://sydney.edu.au/education_social_work/groupwork/docs/SelfPeerAsses... (дата обращения: 18.08.2019).
17. Педагогика / под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое сообщество России, 2002. – 151 с.
18. Педагогика / под ред. А. Н. Алексюка. – Киев: Выща школа, 1985. – 172 с.
19. Сервис для предоставления / сбора обратной связи [Электронный ресурс]. – URL: www.voicethread.com (дата обращения: 25.09.2019).
20. Современное образование: векторы развития. Цифровизация экономики и общества: вызовы для системы образования: материалы международной конференции / под ред. М. М. Мусарского и др. – М.: МПГУ, 2018. – 375 с.
21. Современный университет в цифровой образовательной среде. Ориентир на опережающее развитие = Modern university in the digital educational environment. Indicatorsforsustainabledevelopment: материалы X Международной учебно-методической конференции / под ред. А. Ю. Александрова, Е. Л. Николаева. – Чебоксары: Изд-во Чувашского университета, 2018. – 191 с.
22. eLearning Stakeholdersand Researchessummit 2017: материалы Международной конференции. – М.: Издательский дом ВШЭ, 2017. – 173 с.
23. Stognieva O. Implementing peer assessment in a russian university esp classroom // Journal of language and education. – 2015. – № 4 (4). – С. 63–73.
24. Suen H. K. Peer assessment for massive open online courses (MOOCs) [Электронный ресурс] // The International Review of Research in Open and Distributed Learning. – 2014. – 15(3). – URL: https://www.learntechlib.org/p/ 148201/ (дата обращения: 11.11.2019).