УДК: 
378+81
Ваганова Елена Геннадьевна
Старший преподаватель кафедры иностранных языков факультета гуманитарного образования, Новосибирский государственный технический университет, vaganova@corp.nstu.ru, Новосибирск

Развитие научно-исследовательской компетентности студентов-лингвистов

Аннотация: 
Введение. В статье рассматривается проблема развития научно-исследовательской компетентности специалиста в условиях модернизации системы образования. Научно-исследовательская компетентность может быть представлена как структурное образование, включающее элементы разных уровней. Цель нашей статьи – представить основные аспекты развития научно-исследовательской компетентности студента. Процесс развития научно-исследовательской компетентности включает несколько этапов. Согласно названию, в статье представлена технология мониторинга научно-исследовательской компетентности. Методология и методы исследования. Методологическую основу настоящего исследования составляют педагогические теории развития компетентности и компетентностной подход в обучении. Основными методами являются анализ, педагогический эксперимент, анкетирование. Текст дает ценную информацию о структуре научно-исследовательской компетенции. Обозначенная компетенция включает восемь основных навыков на базовом уровне. Результаты исследования получены путем применения методов анкетирования, анализа и педагогического эксперимента. В статье представлена статистическая информация о развитии научно-исследовательской компетентности. Существует 5 уровней исследовательской компетентности: низкий, базовый, средний, высокий и продвинутый уровень. Исследование было проведено со студентами второго курса в конце процесса обучения. Заключение. Результатом исследования было определение уровня формирования определенных навыков. Представленные навыки связаны с умениями определить актуальность темы и сформулировать цель, задачи и результаты исследования. Эффективность мониторинга научно-исследовательской компетентности исследования зависит от технологии мониторинга, описания критериев формирования навыков, которые включены в структуру научно-исследовательской деятельности как ее часть компетентности.
Ключевые слова: 
профессиональная компетентность, мониторинг, специалист, формирование, научно-исследовательская компетенция, образовательный процесс
Библиографический список: 

1. Бабурина В. В. Формирование и развитие познавательной активности в процессе дидактического мониторинга. – Пенза, 2004. – 165 с.
2. Гендин А. М. Социологический мониторинг состояния и развития школы нового типа. – Красноярск: ИПКРО, 1999. – 111 с.
3. Дударева Э. А. Психолого-педагогический мониторинг развития рефлексии в процессе обучения: монография. – Тюмень: Тюменский ГУ, 2016. – 164 с.
4. Крицкий М. А. Создание общей схемы индикаторов системы мониторинга в школе // IV межвузовская конференция студентов и молодых ученых Волгоградской области: тез. докл. науч. конф. (ВГПУ) (Волгоград, 8–11 декабря 1998 г.). – Волгоград: Перемена, 1998. – С. 44–47.
5. Крицкий М. А. Функции педагогического мониторинга в инновационной школе // Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона. – Ростов н/Д.: Изд-во Рост. гос. пед. унта, 1999. – С. 45–50.
6. Мангилева Н. Н. Модель педагогического мониторинга инновационной деятельности // Управление качеством образования: аспект качества деятельности руководителя и педагога: материалы III Всероссийской научно-практической конференции (4 апреля 2002 г.). – Екатеринбург, 2002. – С. 2–8.
7. Низаметдинов И. Б. Мониторинговое управление как условие оптимизации педагогического общения // Развитие у будущих учителей воспитательно-культурного потенциала и личностно-творческого потенциала: материалы республиканской научно-практической конференции. – Казань: Школа, 2001. – С. 41–43.
8. Пискунова Е. В. Социокультурная обусловленность изменения функций профессионально-педагогической деятельности учителя [Электронный ресурс] // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. – 2005. – № 12. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiokulturnaya-obuslovlennost-izmene... (дата обращения: 19.09.2019).
9. Richards С. E. A Typology of Educational Monitoring Systems // Educational Evaluation and Policy Analysis. – 1988. – Vol. 10, № 2. – P. 106–116.