УДК: 
37.0(09)+376.7(09)
Андриенко Елена Васильевна
Доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики и психологии Института физико-математического, информационного и технологического образования, Новосибирский государственный педагогический университет, eva_andrienko@rambler.ru, Новосибирск
Гриневецкая Татьяна Николаевна
Кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой педагогики и психологии, Новосибирский государственный медицинский университет; доцент кафедры педагогики и психологии Института физико-математического и информационно-экономического образования, Новосибирский государственный педагогический университет, tanita973@list.ru, Новосибирск

Развитие этнокультурного образования в России (конец ХIХ – первая четверть ХХI в.)

Аннотация: 
Введение. Актуализация и значимость исследования этнокультурного образования в России обусловливается необходимостью совершенствования современных процессов воспитания и обучения в постоянно меняющейся этнокультурной среде при росте миграции и обострении социокультурных отношений. Цель статьи – сравнительно-сопоставительный анализ развития этнокультурного образования в России на рубеже веков (конец ХIХ – первая четверть ХХI в.) в контексте социально-экономических, социокультурных и политических революционных изменений. Методология и методы исследования. В качестве основных методов исследования выступили: сравнительно-сопоставительный анализ, изучение документов, ретроспективный анализ, проблемно-хронологический метод, периодизация на основе выделения социокультурных критериев. Основные методологические подходы: амбивалентный подход, реализуемый при изучении противоречивых тенденций развития историко-педагогических феноменов; гуманистический подход, связанный с анализом субъектных отношений в образовательной среде; аксиологический подход, фиксирующийся на ценностных контекстах меняющегося образования; исторический подход, позволяющий анализировать специфику образования с учетом наиболее важных событий, влияющих на содержание и характер этнокультурного образования; этнопсихологический подход, базирующийся на понимании национальной и этнической специфики обучения и воспитания; социокультурный подход, определяющий влияние культуры на социальные и политические процессы. В статье представлен анализ динамики развития этнокультурного образования в России с учетом выделения основных тенденций этого процесса. Определены этапы развития в данный период, а также изменения, которые происходили в обучении и воспитании подрастающего поколения на каждом этапе. I этап: конец XIX – начало XX в. Этап обострения социальных / классовых противоречий и неустойчивой образовательной политики. II этап: 1917–1922 гг. Этап революционных преобразований и создания новой, политически обусловленной системы образования, независимой от конфессий. III этап – 1922–1925 гг. Переходный этап для создания и развития наднациональной системы образования, начало централизации образования в новом многонациональном государстве – Союзе Советских Социалистических республик. Развитие этнокультурного образования в России происходило весьма динамично под влиянием различных социокультурных факторов. С конца XIX в. И всю первую четверть ХХI в. менялись также взгляды исследователей на практику образования и проблемы, связанные с этнокультурным обучением и воспитанием. Происходили существенные преобразования в этнокультурной практике обучения и воспитания. Кроме того, революционные изменения политических, социальных и экономических факторов, обусловливающих значительную динамику всех аспектов жизнедеятельности страны (в том числе и национального образования), определили формирование новой отечественной парадигмы этнокультурного образования в ХХ в. Заключение. Исследование развития этнокультурного образования в России на рубеже веков (конец ХIХ – первая четверть ХХI в.) было предопределено значимостью противоречивых социокультурных тенденций того времени, которые (с некоторой долей условности) можно сопоставить с современными противоречиями и конфликтами, проявляющимися во многих аспектах жизнедеятельности различных народов и этносов. Выявление основных тенденций развития этнокультурного образования на рубеже веков значимо сегодня для осмысления и проектирования современных подходов к созданию этнокультурного образования, соответствующего новым требованиям и запросам человека, общества и государства в контексте глобальных изменений культуры постмодернизма и с учетом исторического опыта России, отражающего ментальные базовые основания меняющейся социокультуры многонациональной страны.
Ключевые слова: 
тенденции развития образования, периодизация, этнокультурное образование, национальная школа, система образования, «инородцы», социокультурные факторы
Библиографический список: 

1. Андреев А. Л. Общество и образование: опыт дореволюционной России // Высшее образование в России. – 2017. – № 11 (217). – С. 158–164.
2. Андриенко Е. В. Сравнительная педагогика: учебное пособие. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2016. – 209 с.
3. Андриенко Е. В., Кондратьева Т. Н. К вопросу о терминах в этнопедагогике и этнопсихологии современного образования в контексте формирования этнокультурной ассертивности личности // Философия образования. – 2016. – № 3 (66). – С. 36–44.
4. Беленчук Л. Н. Просвещение в России. Взгляд западников и славянофилов: монография. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2014. – 150 с.
5. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию: учебное пособие для вузов [Электронный ресурс]. – URL: http://textarchive.ru/c-1655102-pall.html (дата обращения: 05.09.2019).
6. Зорин В. Ю. Государственная национальная политика в России: история и современность // Исследования по прикладной и неотложной этнологии. – М.: ИЭА РАН, 2011. – Вып. 225. – 33 с.
7. Иванова А. В., Филиппова Н. И. Модели организации непрерывного этнокультурного и поликультурного образования // Педагогическое образование в России. – 2016. – № 6. – С. 206–213.
8. Каптерев П. Ф. Этюды по психологии народов // Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения / под. ред. А. М. Арсеньева. – М.: Педагогика, 1982. – 704 с.
9. Карникова О. П. Исторические аспекты становления концепции этнокультурного образования в отечественной педагогике // Вестник КГУ. Педагогика. Психология. – 2017. – № 4. – С. 215–2017.
10. Кондратьева Т. Н. Изучение этнопедагогики и этнопсихологии в системе современного педагогического образования // Педагогический профессионализм в образовании: материалы X Международной научно-практической конференции (г. Новосибирск, 19–20 февраля 2014 г.) / под науч. ред. Е. В. Андриенко. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. – С. 40–44.
11. Колесник Н. Т., Киселева Е. А. Этнокультурное образование как условие сохранения этнической идентичности национальных меньшинств (на примере этнической группы «российские немцы») // Инновации и современные технологии в системе образования: материалы II междунар. науч.-практ. конф. 20–21 февраля 2012 года. – Пенза; Ереван; Шадринск: Социосфера, 2012. – С. 217–223.
12. Колчерин А. Христианазация народов Поволжья. Н. И. Ильминский и православная миссия. – М.: РИСЧ, 2004. – 720 с.
13. Константинов Н. А., Смирнов В. З. История педагогики: учебник для педагогических училищ: утверждено Министерством просвещения РСФСР. – Изд. 2-е, доп. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1959. – 270 с.
14. Ленин В. И. Критические заметки по национальному вопросу. О праве наций на самоопределение. О национальной гордости великороссов. – М.: Политиздат, 1985. – 93 с.
15. Луначарский А. В. О воспитании и образовании. – М.: Педагогика, 1976. – 640 с. – (Педагогическая библиотека).
16. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии. – М.: Политиздат, 1974. – 64 с.
17. Матис В. И. Проблема национальной школы в поликультурном обществе. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 1997. – 336 с.
18. Мирошниченко В. В. Основные этапы развития национального образования в советский период [Электронный ресурс] // Актуальные задачи педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). – Чита: Молодой ученый, 2013. – С. 10–12. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/67/3446/ (дата обращения: 17.09.2019).
19. Павлова А. Н. Система Н. И. Ильминского и её реализация в школьном образовании нерусских народов Востока России: автореф. дис. … канд. ист. наук. – Чебоксары, 2002. – 28 с.
20. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование [Электронный ресурс]: Приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 № 122. – URL: https://mosgu.ru/sveden/files/44.03.02_Psixologo-pedagogicheskoe_obrazov...(3++).pdf (дата обращения: 25.08.2019).
21. Шпикалова Т. Я., Бакланова Т. И., Ершова Л. В. Концепция этнокультурного образования в Российской Федерации. – Шуя: Весть: ШГПУ, 2006. – 23 с.
22. Шубина И. В., Завражин А. В., Федоров П. Ю. Образовательная политика в России: история и современность: монография. – М.: МЭСИ, 2011. – 127 с.
23. Щетинов Ю. А., Левандовский А. А. История России ХХ – начала ХХI в. – М.: Просвещение, 2003. – 71 с.
24. Якунчев М. А., Горшенина С. Н. Модель этнокультурной подготовки студентов педагогического вуза // Сибирский педагогический журнал. – 2012. – № 8. – С. 77–82.