УДК: 
372.016:94(570+571)+372.016:94(47)
Бехтенова Елена Федоровна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры истории России и всеобщей истории, Новосибирский государственный педагогический университет, bekhtenova@mail.ru, Новосибирск
Дружинина Юлия Викторовна
Кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной и всеобщей истории, Новосибирский государственный педагогический университет, druzok5111@yandex.ru, Новосибирск

Исторические личности ХХ – начала ХХI в. на страницах школьных учебников всеобщей истории России и Беларуси: к постановке проблемы

Аннотация: 
Введение. Актуальность исследования обусловлена отсутствием специальных научных работ, посвященных выявлению и сравнению круга исторических личностей ХХ – начала ХХI в., которые изучаются в школьном курсе всеобщей истории учащимися России и Беларуси. Изучение проблемы позволит выявить специфику понимания школьниками наших стран вопроса о роли личности в историческом процессе, что актуально для развития социокультурных и политических взаимоотношений между нашими странами. Цель статьи – сравнить школьные учебники России и Беларуси по всеобщей истории для выявления на их страницах личностей, которые являются значимыми для истории наших стран в ХХ – начале XXI в., в связи с чем они и были представлены учащимся для изучения. Методология исследования базируется на методе сравнения, анализе, синтезе, описании и методе контент-анализа, который позволяет выявить исторические личности и их характеристики, встречающиеся на страницах учебников. Результаты исследования. Проанализировано пять учебников всеобщей истории России и Беларуси. Выявлено соотношение количества упоминаний исторических деятелей ХХ – начала ХХI в. В российских и белорусских школьных учебниках по всеобщей истории. Заключение. Исторические субъекты, упоминаемые на страницах школьных учебников по всеобщей истории России и Беларуси практически идентичны: в изучаемый период большинство стран мира находились во взаимодействии друг с другом в рамках региональных и мировых процессов и событий, что делало определенных исторических деятелей центральными для истории многих стран. Россия же и Беларусь большую часть изучаемого периода входили в единое государственное образование, в связи с чем современные школьные учебники по всеобщей истории этих стран содержат схожий перечень исторических персонажей. Однако в белорусских учебниках представлено более детальное описание исторических деятелей, чем в российских, так как на изучение обозначенного авторами статьи временного периода в школах Беларуси отведено больше учебного времени, чем в российских школах. Существуют и разные подходы к организации познавательной деятельности школьников при изучении исторических персонажей. В заключении авторы обозначают перспективы развития темы исследования.
Ключевые слова: 
методика преподавания истории, школьное историческое образование, историческая личность, всеобщая история, Россия, Беларусь
Библиографический список: 

1. Бехтенова Е. Ф., Дружинина Ю. В. Сибирь на страницах школьных учебников истории в республике Беларусь // Сибирский учитель. – 2019. – № 2 (123). – С. 40–47.
2. Волобуев О. В., Пономарев М. В., Рогожкин В. А. Всеобщая история: 11 класс: базовый и углубленный уровни: учебник. – 7-е изд., стер. – М.: Дрофа, 2019. – 223 с.
3. Адоньева И. Г., Алексашкина Л. Н., Вяземский Е. Е. и др. «История в человеке, попавшемся на ее дороге»: историческая биография в Сибири XIX–ХХI вв. (историографический, источниковедческий и методический аспекты): коллективная монография, посвященная памяти В. Ф. Цыбы. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2018. – 324 с.
4. Осмысление альтернативных концепций российско-белорусской истории. Научный сборник / отв. ред. И. И. Тучков, О. В. Солопова, О. В. Иванников. – М.: Изд-во Московского университета, 2018. – 156 с.
5. О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345 [Электронный ресурс]: Приказ Министерства просвещения РФ от 8 мая 2019 г. № 233. – URL: https://docs.edu.gov.ru/document/070b69d6fa67982bee00084eb5be11d7/downlo... (дата обращения: 11.07.2019).
6. Космач Г. А., Кошелев В. С., Краснова М. А. Всемирная история Новейшего времени: 1918–1945 гг.: учеб. пособие для 10-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / под ред. Г. А. Космача. – Минск: Нар. асвета, 2012. – 214 с.
7. Космач Г. А., Кошелев В. С., Краснова М. А. Всемирная история Новейшего времени, 1945 г. – начало XXI в.: учеб. пособие для 11-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2012. – 264 с.
8. Кошелев В. С., Кошелева Н. В., Байдакова Н. В. Всемирная история Нового времени, XIX – начало XX в.: учеб. пособие для 8-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения. – Минск: Изд. центр БГУ, 2018. – 206 с.;
9. Пералік вучэбных выданняў, якія прыгодныя для выкарыстання ў бібліятэчных фондах устаноў агульнай сярэдняй адукацыі ў 2018/2019 навучальным годзе [Электронный ресурс]. – URL: https://drive.google.com/file/d/1Xu8jDVKVkqqOKYxEbHyVerfy5S5E_zrW/view (дата обращения: 11.07.2019).