Сообщение об ошибке

Notice: Undefined offset: 0 в функции mayo_preprocess_node() (строка 360 в файле /var/www/sp-journal.ru/sites/sp-journal.ru/themes/mayo/template.php).
УДК: 
378+796.0+159.923
Сафронова Маргарита Викторовна
Кандидат психологических наук, доцент, Новосибирский государственный технический университет, safronova-rita@mail.ru, Новосибирск
Гребенникова Ирина Николаевна
Кандидат биологических наук, зав. кафедрой теоретических основ физической культуры, доцент, Новосибирский государственный педагогический университет, tmfk2004@mail.ru, Новосибирск
Сафронов Игорь Дмитриевич
Доктор медицинских наук, профессор, Новосибирский государственный педагогический университет, safronov1962@mail.ru, Новосибирск
Салимзянов Радик Рафикович
Кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедры физической культуры и спорта, Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б. П. Бугаева, ,, Ульяновск

Влияние занятий спортом на психологическое благополучие и психическое здоровье обучающихся разного возраста

Аннотация: 
В настоящее время недостаточно внимания уделяется исследованиям значения спортивной деятельности для психологического благополучия и психического здоровья детей и юношества на этапе спортивной специализации. С одной стороны, занятие спортом является профилактикой психологических проблем подрастающего поколения, с другой, участие ребенка в серьезных спортивных соревнованиях – это опасная для здоровья психическая нагрузка. Вопрос об оптимальной для психического здоровья спортивной нагрузке обучающихся разного возраста далек от обоснованного разрешения. Цель статьи – выявление значения спортивной деятельности обучающихся школы для психологического благополучия и психического здоровья мальчиков и девочек разного возраста. Методология и методы исследования. В исследовании приняло участие 658 родителей учащихся 1–10 классов школ Новосибирска. Родители ответили на вопросы анкеты о регулярности занятий спортом и продолжительности спортивной деятельности ребенка, заполнили опросник «Сильные стороны и трудности» Р. Гудмана, позволивший выявить эмоциональные и поведенческие проблемы, трудности общения со сверстниками, выраженность гиперактивности и просоциального поведения. Результаты исследования. У всех учащихся была выявлена нелинейная связь между интенсивностью занятиями спортом и гиперактивностью. Было выяснено, что детско-юношеский спорт является фактором защиты от эмоциональных проблем учащихся младших классов. Мальчики – учащиеся средних классов, занимающиеся спортом, – имели меньше проблем с поведением и общением со сверстниками, эмоциональных проблем. У них чаще проявлялось просоциальное поведение. Для психологического благополучия старшеклассников фактором защиты являлись тренировки два раза в неделю. Ежедневные занятия спортом становились фактором риска проблем поведения у мальчиков и трудностей общения со сверстниками у девочек. У старшеклассников, не занимающихся спортом, было больше эмоциональных проблем по сравнению с теми, кто посещал спортивные секции. Заключение. Систематические, но не интенсивные (ежедневные) занятия спортом являлись фактором защиты психического здоровья школьников.
Ключевые слова: 
школьники, занятия спортом, психологическое благополучие, мальчики, девочки.
Библиографический список: 

1. Бережная Е. С., Аниканова В. А. Влияние спорта и физических нагрузок на психологическое здоровье человека // Аллея науки. – 2019. – Т. 1, № 1 (28). – С. 334–337.
2. Заваденко Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте: уч. пособие для студ. высш. уч. заведений. – М.: Академия, 2005. – 256 с.
3. Ильин Е. П. Психология спорта. – СПб.: Питер, 2012. – 352 с.
4. Мэш Э., Вольф Д. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка. – М.: АСТ; СПб.: Прайм–ЕВРОЗНАК, 2007. – 511 с.
5. Огурцова Е. А., Алехнович А. В. Результаты психологических исследований в детско-юношеском спорте высших достижений // Прикладная спортивная наука. – 2015. – № 2. – С. 23–29.
6. Постановление от 5 декабря 2016 г. N 5532. О муниципальной программе «Развитие физической культуры и спорта в городе Новосибирске» на 2017–2020 г. [Электронный ресурс]. – URL: https://novo-sibirsk.ru/upload/iblock /343/2016_5532_3948_.pdf (дата обращения: 19.09.2019).
7. Сафронова М. В. Психосоциальное благополучие учащихся: факторы риска и защиты. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2013. – 275 с.
8. Сафронова М. В., Кузнецова В. Б., Козлова Е. А., Ахметова О. А., Варшал А. В. Психологическое благополучие ребенка в современном обществе: монография. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2016. – 288 с.
9. Селиверстова А. Д. Влияние спорта на психологическое здоровье и личность человека // Актуальные проблемы развития физической культуры слушателей образовательных организаций МВД России: сборник статей. – Орел, 2018. – С. 231–233.
10. Шведовская А. А., Загвоздкина Т. Ю. Социально-экономический статус семьи и психическое развитие ребенка: зарубежный опыт исследования // Психологическая наука и образование. – 2013. – № 1. – С. 73–84.
11. American psychiatric Association. Diagnostic and statistical manual of mental disorders, fourth edition, text edition (DSM-IV-TR). American Psychiatric Association. – Washington, 2000.
12. Goodman R. Psychometric properties of the Strengths and Difficulties Questionnaire (SDQ) // Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry. – 2001. – 40. – P. 1337–1345.