УДК: 
159.923+316.6+378
Галай Игорь Алексеевич
Доцент кафедры педагогики, Куйбышевский филиал, Новосибирский государственный педагогический университет, galay.igor@mail.ru, Куйбышев
Лебедев Алексей Владимирович
Кандидат биологических наук, доцент кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности, Новосибирский государственный педагогический университет, lebedev_05@mail.ru, Новосибирск
Айзман Роман Иделевич
Доктор биологических наук, профессор, заведующий кафедрой анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности, Новосибирский государственный педагогический университет, aizman.roman@yandex.ru, Новосибирск

Психосоциальный портрет выпускников педагогического вуза, проживающих в мегаполисе и районном центре

Аннотация: 
Введение. В статье актуализируется проблема психосоциального развития студенческой молодежи в контексте реформирования современной педагогической системы и повышения требований к качеству образования в высшей школе. Показана значимость своевременной оценки психосоциального потенциала абитуриентов и студентов для улучшения качества образования и социально-психологической адаптации студентов. Цель – выявить особенности формирования личностного и психофизиологического потенциала студентов в динамике обучения в педагогическом вузе. Методология. Исследование личностных характеристик проводили на основе диагностического комплекса экспресс оценки параметров личностного потенциала человека с помощью пакета психологических тестов. Психофизиологические параметры оценивали с помощью сертифицированных компьютерных программ: «Комплексная оценка здоровья и развития студентов высших и средних учебных заведений» и «Оценка социально-психологической адаптации и личностного потенциала студентов». Результаты исследования. Показано, что существенные различия в динамике показателей личностного потенциала студенток за период обучения обусловлены особенностями социально-педагогической среды вузов мегаполиса и районного центра. Специфика таких различий связана с изменением психосоциального состояния студенчества в период обучения в вузе под воздействием как положительных, так и негативных социально-средовых, экономических и культурных факторов. В заключении делается вывод о том, что использование подходов комплексной оценки психофизиологических и личностных характеристик позволяет выявить специфику влияния социально-педагогической среды вуза на процесс формирования профессиональной зрелости современного педагога.
Ключевые слова: 
студенты, социально-психологическая адаптация, личностный потенциал, социально-педагогическая среда
Библиографический список: 

1. Айзман Р. И., Лебедев А. В., Айзман Н. И. Оценка социально-психологической адаптации и личностного потенциала студентов. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2013615200 от «11» апреля 2013 г. г. Москва ФГУП НТЦ «Информрегистр».
2. Ананьев Б. Г. О проблеме современного человекознания. – М.: Наука, 1977. – 380 с.
3. Байгужин П. А. Результативность тестирования простой зрительно-моторной реакции у студенток в зависимости от модуляции значимого сигнала // Адаптация биологических систем к естественным и экстремальным факторам среды. – Челябинск: Челябинский государственный педагогический университет, 2010. – С. 110–113.
4. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М.: Прогресс, 1986. – 422 с.
5. Богомаз С. А., Мацута В. В. Оценка личностного потенциала и выявление основных типов ориентации на профессиональную деятельность у современной вузовской молодежи // Психология обучения. – Вып. 12. – М.: СГУ, 2010. – С. 77–88.
6. Богомаз С. А. Модификация опросника «Якоря карьеры»: ценностная ориентация на инновационную и предпринимательскую деятельность // Сибирский психологический журнал. – 2012. – № 44. – С. 101–109.
7. Богомаз С. А., Баланев Д. Ю. Жизнестойкость как компонент инновационного потенциала человека // Сибирский психологический журнал. – 2009. – № 32. – С. 23– 28.
8. Бочарская И. А. Профессиональная и социально-психологическая адаптация студентов в вузе как процесс воспитания социально-ориентированной и конкурентоспособной личности // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2006. – № 3. – С. 125–127.
9. Галай И. А., Айзман Р. И. Гендерные особенности личностного потенциала студентов первого курса педагогического вуза // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2017. – Т. 7. – С. 95–105.
10. Галай И. А., Лебедев А. В., Айзман Р. И. Сравнительная характеристика личностного потенциала юношей вуза в крупном городе и районном центре // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2015. – Т. 7, 3(25). – С. 94–101.
11. Герьянская Н. О. Психоэмоциональное здоровье педагога в условиях модернизации образования // Сибирский психологический журнал. – 2008. – № 29. – С. 86–89.
12. Гульянова Н. А. О связи самопринятия и осознания Я-образа в ситуации неуспеха // Вестник моск. ун-та. Психология. – 2001. – № 3. – С. 68–75.
13. Джемс У. Психология. – М.: Педагогика, 1991. – 368 с.
14. Зимбардо Ф. Формирование самооценки // Самосознание и защитные механизмы личности. – Самара: Бахрах, 2003. – С. 58–65.
15. Корнеева Л. Н. Самооценка как механизм саморегуляции профессиональной деятельности // Вестник ЛГ. – 1989. – Вып. 4. – С. 91–96.
16. Лебедев А. В., Айзман Р. И., Рубанович В. Б., Айзман Н. И. Программа комплексной оценки здоровья и развития студентов высших и средних учебных заведений. – Новосибирск, 2013.
17. Лиман И. А. Проблемы финансирования высшего образования в РФ // Университетское управление: практика и анализ. – 2005. – № 5. – С. 31–39.
18. Литвина С. А., Богомаз С. А., Галай И. А., Айзман Р. И. Особенности личностно-обусловленного восприятия вузовской молодежью среды города (на материале исследований в Иркутске, Томске и Куйбышеве) // Психология в экономике и управлении. – 2014. – № 1(11). – С. 106–111.
19. Литвинова Н. А. Роль индивидуальных психофизиологических особенностей студентов в адаптации к умственной и физической деятельности: дис. … д-ра биол. наук. – Кемерово, 2008. – 284 с.
20. Мартынова М. А., Богомаз С. А. Самодетерминация в структуре личностного потенциала современной российской молодежи // Вестник ТГУ. – 2012. – № 357. – С. 164–168.
21. Мусина С. В., Егорычева Е. В., Татарникова М. К. Физиологическая и умственная работоспособность студентов и влияние на нее различных факторов // Известия волгоградского государственного технического университета. – 2008. – № 5 (43), т. 5. – С. 148–150.
22. Негашева М. А., Манукян А. С. Комплексный подход к изучению морфофизиологической и психической адаптации юношей и девушек-студентов московских университетов // Вестник Московского университета. Серия 23: Антропология. – 2016. – № 2. – С. 49–58.
23. Осин Е. Н., Леонтьев Д. А. Апробация русскоязычных версий двух шкал экспресс-оценки субъективного благополучия [Электронный ресурс] // Материалы III Всероссийского социологического конгресса. – М.: Институт социологии РАН: Российское общество социологов, 2008. – URL: https://publications.hse.ru/chapters/78753840 (дата обращения: 10.08.2019).
24. Петухова Ю. О. Ценностная ориентация на вызов и принятие риска как компоненты инновационного потенциала личности // Диагностика и формирование мотивационной готовности к инновационной деятельности в условиях непрерывного профессионального образования: материалы Всероссийской научной конференции. – Томск: ТМЛ-Пресс, 2010. – С. 125–132.
25. Подольская Е. А. Противоречивость социального статуса современного студента: социологическое измерение // Ценности и смыслы. – 2010. – № 3 (6). – С. 79–91.
26. Рассказова Е. И. Методика оценки качества жизни и удовлетворенности: психометрические характеристики русскоязычной версии // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2012. – №4, т. 9. – С. 81–90.
27. Селезнёва Н. Т., Рубленко Н. В., Тодышева Т. Ю. Жизнеспособность личности: монография. – Красноярск: Красноярский государственный педагогический ун. им. В. П. Астафьева, 2015. – 308 с.
28. Шибутани Т. Я-концепция и чувство собственного достоинства. Самосознание и защитные механизмы личности. – Самара: Бахрах, 2003. – 656 с.
29. Cabello R., Sorrel M. A. et al. Age and gender differences in ability emotional intelligence in adults: A cross-sectional study // DevPsychol. – 2016. – Vol. 52 (9):1486-92. – P. 1486–1492. – DOI: 10.1037/dev0000191.
30. Isayeva N. So. Psychological criteria for assessing the educational environment of the University // Modern problems of science and education. – 2014. – № 6. – P. 1555.
31. Korytchenko N., Akhverdova O. A., Smagina S. S. Integral characteristics of aggressiveness of the personality // Bulletin of Kemerovo state University. – 2016. – № 4. – P. 152–156.
32. Matud M. P., Bethencourt J. M., Ibáñez I. Gender differences in psychological distress in Spain // Int J Soc Psychiatry. – 2015. – Vol. 61(6):560-8. – P. 1–9. – DOI: 10.1177/0020764014564801.
33. Miyamoto R., Kikuchi Y. Gender differences of brain activity in the conflicts based on implicit self-esteem // PLoS One. – 2012. – Vol. 7(5):e37901. – P. 1–10. – DOI: 10.1371/journal.pone.0037901.
34. Mullola S., Ravaja N. et al. Gender differences in teachers’ perceptions of students’ temperament, educational competence, and teachability // Br J EducPsychol. – 2012. – Jun 82 (Pt 2). – P. 185–206. – DOI:10.1111/j.2044-8279.2010.02017.x.
35. Nostro A. D., Müller V. I. et al. Correlations Between Personality and Brain Structure: A Crucial Role of Gender // Cereb Cortex. – 2016. – Jul 7. – P. 1–15. – DOI: 10.1093/cercor/bhw191.
36. Osin E. N., Oniwell I. Self-determination and well-being.Posterpresentedatthe Self-Determination Conference (Ghent, Belgium, May 2010).
37. Rajchert J. M., Żułtak T., Smulczyk M. Predicting reading literacy and its improvement in the Polish national extension of the PISA study: The role of intelligence, trait-and state-anxiety, socio-economic status and school-type // Learning and Individual Differences. – 2014. – Vol. 33. – P. 1–11.
38. Ritsner M., Kurs R., Gibel A., Ratner Y., Endicott J. Validity of an abbreviated Quality of Life Enjoyment and Satisfaction Questionnaire (Q-LES-Q-18) for schizophrenia, schizoaffective, and mood disorder patients // Quality of Life Research. – 2005. – № 14. – Р. 1693–1703.
39. Tadevosyan N. E., Gevorgyan E. G. et al. Comparative analysis of indices of simple visual-motor reactions to rhythmic and non-rhythmic signals // Medical science of Armenia. – 2010. – Т. 50, № 4. – С. 56–64.